Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В Крыму нашли мост для Екатерины II

Малый каменный мост в Белогорском районе стал самым старым инженерным сооружением в Крыму.

Малый каменный мост. (Фото пресс-службы Института археологии РАН.)
Малый каменный мост. (Фото пресс-службы Института археологии РАН.)
Малый каменный мост. (Фото пресс-службы Института археологии РАН.)
Малый каменный мост. (Фото пресс-службы Института археологии РАН.)
Верхняя часть моста. (Фото пресс-службы Института археологии РАН.)
Верхняя часть моста. (Фото пресс-службы Института археологии РАН.)
Возок Екатерины II, гравюра из книги Александра Брюкнера «Екатерина Вторая», 1883.
Возок Екатерины II, гравюра из книги Александра Брюкнера «Екатерина Вторая», 1883.

Сотрудники Института археологии РАН обнаружили при раскопках в зоне строительства крымской автотрассы «Таврида» каменный мост, построенный к путешествию императрицы Екатерины II в южные области Российской Империи в 1787 году. Мост нашли в Белогорском районе у деревни Некрасово (бывш. Мелек).

Екатерина II много путешествовала по России, историкам известны по меньшей мере восемь ее поездок. Например, в 1767 году она совершила плавание по Волге, добравшись до Симбирска, а в 1780 году побывала в западных губерниях. Но ее путешествие в 1787 году в Крым, незадолго до того отвоеванный у Турции, превзошло все предыдущие.

Эта поездка продолжалась более полугода – с января по июль, императрицу сопровождала свита из более трех тысяч сановников и придворных. В Киеве к путешественникам присоединились австрийский император Иосиф II, польский король Станислав-Август и светлейший князь Григорий Потемкин.

К приезду Екатерины повсюду ремонтировали и строили мосты, дороги и здания, вдоль маршрута устанавливали каменные дорожные знаки – так называемые «екатерининские мили». Распоряжение о грандиозном, по тем временам, дорожном строительстве было отдано Потемкиным. По замыслу князя, тракт должен был стать «во много крат краше» древнеримских дорог, которые в то время были эталоном дорожного строительства.

Маршрут императрицы по Таврической губернии пролегал через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар (совр. Белогорск) в Феодосию. Отрезок пути от Карасубазара до Феодосии проходил значительно севернее современного шоссе и на многих участках совпадает со строящейся трассой «Таврида». Арочный однопролетный Малый каменный мост, найденный археологами, по всей видимости, был построен к приезду Екатерины вместе с другими инженерными сооружениями участка тракта из Карасубазара (совр. Белогорск) в Феодосию. Его возвели над ручьем Ашиль (левый приток реки Булганак), который полностью пересох к концу XIX века. Название моста, хотя и условное, не лишено смысла, так как по картам XIX века к западу от него на реке Кучук-Карасу изображен мост большего размера.

Конструкции Малого каменного моста тщательно сложены из тесанного природного камня на растворе. Длина моста – около 30 метров, ширина – около 8 метров, ширина арки – не более 2 метров. По сторонам моста возвышался парапет – ограждение из крупных тесаных каменных блоков. Позднее он обрушился.

На некоторых блоках парапета и арок были обнаружены процарапанные или вырезанные надписи. В основном это инициалы или фамилии лиц, в разное время проезжавших здесь. Среди русских имен встречена и надпись латиницей. На одном из камней арки процарапана дата – 1861 год.

В XIX веке мост несколько раз перестраивали и ремонтировали. В деталях перестроек еще предстоит разобраться. Не исключено, что и до моста тут были какие-то конструкции, помогающие перебраться через ручей. Судя по старым картам и обнаруженной на камнях дате, сооружение использовалось как минимум до 60-х годов XIX века.

В XVIII–XIX веке тракт Карасубазар – Феодосия был довольно оживленным. Это подтверждают и находки, сделанные при раскопках моста, в первую очередь, конские подковы и детали упряжи. Попадаются и монеты середины XIX в, но их немного. Отдельно следует отметить находку пулелейки и семи свинцовых пуль. Вероятно, у моста находился постоянный пост, что совершенно неудивительно, так как именно здесь сходились две дороги: одна шла с востока из Феодосии, вторая – с юго-востока из Судака. В наше время от почтового тракта XVIII–XIX века с его многочисленными мостами почти ничего не осталась. И открытый мост является единственным сохранившимся и самым старым архитектурно-инженерным сооружением в Крыму.

 

По материалам пресс-службы Института археологии РАН.

Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

Статьи по теме