Как ревнуют обезьяны

У ревнующих обезьян в мозге включаются зоны, отвечающие за социальную память и чувство удовольствия.

Медный прыгун. (Фото: Alan Hill / Flickr.com.)
Пара медных прыгунов. (Фото: Henrieke / Flickr.com.)

С биологической точки зрения чувство ревности можно расценивать как защитную реакцию, которая включается тогда, когда брачным отношениям что-то угрожает. (Разумеется, смысл в этом есть только в том случае, если отношения – моногамные.) Естественно, последствия ревности могут быть разные, и далеко не всегда дальнейшее поведение ревнующего окажется для отношений благотворным: кто-то начнет работать над собой и над отношениями, кто-то решит, так сказать, сберечь собственные ресурсы, просто отказавшись от неверного партнера, а кто-то предпочтет уйти с головой в бесполезные скандалы.

Чувство ревности – вовсе не сугубо человеческая черта; например, ревновать способны медные прыгуны. Это моногамный вид обезьян, которые живут в лесах Южной Америки и которые в личных отношениях ведут себя подобно влюбленным людям, например, они защищают друг друга от опасности и явно грустят, когда их отделяют друг от друга. Самцы медных прыгунов, когда ревнуют, стараются, чтобы их самка вообще не общалась с потенциальным любовником – они просто физически не дают ей к нему приблизиться. Пожалуй, для обезьян это вполне действенная стратегия, позволяющая сохранить отношения.

Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе решили выяснить, что у ревнующих медных прыгунов происходит с мозгом и с гормонами. Самцам показывали их самок в компании с другими самцами; чтобы было с чем сравнивать чувство ревности, самцам показывали еще и посторонних самок, также с другими ухажерами. В течение получаса поведение обезьян записывали на видео – ревнующие самцы демонстрировали раздражение и беспокойство – после чего у них сканировали мозг, чтобы определить более активные и менее активные зоны, и брали кровь на анализ гормонов.

В статье в Frontiers in Ecology and Evolution говорится, что у ревнующих самцов повышалась активность в поясной коре и боковой зоне перегородки. Известно, что поясная кора активируется у людей в ответ на социальное отторжение, а ревность, безусловно, связана с социальным отторжением. Латеральная часть зоны мозга под названием перегородка тоже связана с социальной жизнью – считается, что у приматов она обслуживает межличностные контакты, когда между индивидуумами формируется тесная психологическая связь. Нейроны перегородки связаны с центром удовольствия и системой подкрепления (совсем недавно мы писали, что центр удовольствия вообще очень сильно связан с социальной жизнью); и очевидно, что если социальная связь рвется, перегородка не может на это не отреагировать – ведь исчезает потенциальны источник удовольствия.

Из гормонов у ревнующих самцов медных прыгунов особенно сильно повышались тестостерон и гормон стресса кортизол, причем чем дольше приходилось смотреть на неприятную сцену, тем сильнее рос уровень кортизола.

Обычно биологию моногамных связей изучают на желтобрюхих полевках, у которых самцы и самки тоже образуют прочные семьи, и эксперименты с полевками показали, что и у них «семейную психологию» обслуживают участки мозга, связанные с социальной памятью и чувством удовольствия. Однако грызуны все же сильно отличаются от приматов, и в случае с медными прыгунами авторы работы уточняют, что нервные центры, которые активируются при разрушении социальных связей, у обезьян все-таки несколько другие, нежели у грызунов. В дальнейшем исследователи собираются провести похожие опыты с самками прыгунов, которые тоже могут ревновать своих самцов к чужим самкам – в самочьем мозге нейробиология ревности может оказаться чуть-чуть иной. Зная, как среди разных моногамных видов (особенно среди приматов) эволюционировала психология семейной жизни, мы, возможно, сможем узнать что-то новое и о нашей психике и научимся бороться с различными психологическими проблемами, связанными с эмоциональными неприятностями.

По материалам Phys.org.