Антираковые вакцины работают при индивидуальном подходе

Вакцины против меланомы, сделанные под конкретную опухоль, смогли остановить болезнь у нескольких пациентов.

Делящиеся клетки меланомы человека. (Фото Wellcome Images / Flickr.com.)
Три Т-лимфоцита, окружившие раковую клетку. (Фото: NICHD / Flickr.com.)

Про антираковые вакцины мы рассказывали много раз. Их разрабатывают как за рубежом, так и у нас, и разрабатывают весьма успешно. Смысл таких вакцин в том, чтобы активировать противораковые свойства иммунитета.

Как известно, наша иммунная система охотится не только за бактериями, вирусами и прочими паразитами – она также должна следить за появлением злокачественных клеток и своевременно их уничтожать. Это получается не всегда, да и у рака есть способы обойти иммунную защиту. Иммунитет распознает чужаков по характерным молекулярным признакам. Раковые клетки, хотя изначально и принадлежат самому организму, накапливают в себе много мутаций, так что их можно узнать по мутантным белкам.

Активация иммунной системы происходит в несколько этапов: сначала одни иммунные клетки собирают сомнительные белки и особым образом их внутри себя обрабатывают, после чего в обработанном виде показывают другим иммунным клеткам, которые уже и начинают охоту на рак. Вакцина должна помочь иммунным клеткам выучить нужные молекулярные признаки.

Если мы говорим об антибактериальных вакцинах, то в их случае в организм вводятся фрагменты бактерий или полуубитые бактерии – иммунные клетки их «рассматривают», и, если потом в организм попадет такая же бактерия, но уже настоящая и живая, то будет понятно, что с ней церемониться не надо. Однако в случае злокачественных клеток возникают большие проблемы: разновидностей рака много, и даже у разных людей, болеющих одним и тем же злокачественным заболеванием, раковые клетки могут отличаться своими «молекулярными портретами».

В таком случае не остается ничего другого, кроме как тщательно проанализировать геном опухоли у конкретного больного. Мутантные белки, которые мы хотим использовать для иммунного распознавания, должны быть в опухоли в достаточном количестве, чтобы злокачественные клетки можно было легко узнать, кроме того, молекулы эти белков, их характерные особенности должны быть доступны для иммунного аппарата – грубо говоря, их должно быть легко «рассмотреть».

С помощью такого подхода исследователи из Онкоинститута Даны и Фарбера создали вакцины для шести человек с меланомами. Кэтрин Ву (Catherine J. Wu) и ее коллеги работали с пациентами, у которых опухоли удалили хирургическим путем, но у которых был велик риск того, что опухоль вернется. (Тут стоит уточнить, что между обычной вакциной и антираковой все-таки есть большая разница: первую вводят заранее, до инфекции, вторую же можно сделать только после того, как злокачественные процессы уже начались, так что противораковая вакцина в общем, предназначена не для предотвращения, но для лечения болезни.)

Проанализировав раковые мутации в клетках каждого больного, исследователи составили индивидуальные коктейли-вакцины, в которых было до двадцати разных белков (точнее, даже не белков, а их характерных фрагментов, которые иммунным клеткам предстояло запомнить).

В статье в Nature говорится, что в итоге Т-лимфоциты, обязанные гоняться за раком, хорошо усвоили, как выглядят мутантные раковые молекулы, и хорошо отличали их от нормальных белков на здоровых клетках. Обычно при таких меланомах, которые были у подопытных пациентов, опухоль возвращается в половине случаев.

Но после вакцины у четырех она так и не вернулась, а у двух оставшихся, у которых через два года случилось возвращение меланомы, ее удалось вовремя подавить с помощью дополнительного иммунотерапевтического препарата.

Похожую работу в том же Nature опубликовали Угур Сахин (Ugur Sahin) и его коллеги их Майнцского университета. Они тоже экспериментировали с меланомой, только добровольцев для экспериментальной терапии у них было тринадцать, и вводили им не готовые пептиды, а набор РНК, в которых была информация для синтеза раковых мутантных белков, числом до десяти.

У восьми пациентов видимых признаков повторной меланомы ко времени введения вакцины не было, и она у них за год наблюдений так и не появилась. У других пяти все было иначе – у них опухоль как раз начала снова распространяться, но после вакцины уменьшилась, и повторно вырезать ее пришлось только у одного пациента.

Вообще попытки вызвать у онкобольных иммунный противораковый ответ предпринимают давно, но, как пишет портал Nature, в описанных двух работах впервые показано, что такая стимуляция иммунитета может быть вполне эффективна с клинической точки зрения.

Конечно, можно сказать, что в исследованиях участвовало все-таки довольно немного добровольцев, и их состояние не сравнивали ни с какой контрольной группой – с теми, кто не получал вакцину. Тем не менее, результаты оказались все же весьма обнадеживающими, так что за повторными клиническими испытаниями, очевидно, дело не станет.