«ОЧАГ-1» переквалифицируют на прогнозирование цунами

Для предсказания цунами за две недели ученые ИЗМИРАН предлагают использовать адаптированный аппаратный комплекс для исследований очагов магнитных бурь.

Исследователи из Санкт-Петербургского филиала Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (СПбФ ИЗМИРАН) считают реально выполнимой задачей предсказание цунами в океанической акватории на удалении ста пятидесяти километров от материкового побережья в среднем за две недели до натиска разрушительной стихии. По словам директора филиала, доктора физико-математических наук Юрия Копытенко, система раннего предупреждения стихийных бедствий, таких как землетрясения и цунами, может быть построена на основе аппаратурного комплекса «Очаг-1». Эта аппаратура на первом этапе создавалась для фундаментальных исследований ионосферных источников геомагнитного возмущения. Участившиеся природные катаклизмы на Земле и в океанах заставили адаптировать научный комплекс «Очаг-1» для изучения ультранизкочастотных магнитных возмущений в литосфере Земли. Локальные аномалии таких волн в земных недрах являются, в частности, непосредственными предвестниками сильных землетрясений.

С помощью двух установок «Очаг-1», разнесенных друг от друга на расстояние ста километров, можно заблаговременно спрогнозировать землетрясение силой шесть баллов по шкале Рихтера с удаленностью очага в полтораста километров. Правда, пока «Очаг-1» представляет собой фрагментарно построенную установку. Чтобы оформить изделие «под ключ», надо найти средства.

Автор: Николай Крупеник