Можно ли загореть без ультрафиолета

Синтез меланина в коже можно запустить с помощью специальных молекул, активирующих «гены загара».

Возможно, в скором будущем загорать можно будет без солнца и солярия. (Фото: ridofranz / Depositphotos.)
Меланоцит – клетка, синтезирующая пигмент меланин. Скопления пигмента – меланосомы – окрашены желтым. Насинтезированный меланин меланоцит отдает потом другим клеткам кожи. (Фото: Medico Space / Flickr.com.)

Загар появляется оттого, что ультрафиолет стимулирует синтез меланина – пигмента темного цвета, который должен поглощать ультрафиолетовое излучение, не давая ему проникнуть глубже и навредить более глубоким слоям кожи. Но какой-то вред кожа все равно получит: ДНК в клетках будет повреждена, и остается надеяться только на молекулярные ремонтные ферменты, которые исправят эти повреждения и предотвратят клеточную гибель или, того хуже, перерождение клеток в раковые.

Однако многим без загара жизнь просто не мила, и они все равно снова и снова выходят на солнце или же отправляются в солярий. Можно ли обзавестись загорелой кожей без того, чтобы подвергаться опасному действию ультрафиолета? Исследователи из Массачусетской больницы и Онкоинститута Даны и Фарбера утверждают, что можно.

Еще в 2006 году Дэвид Фишер (David E. Fisher) и его коллеги опубликовали в Nature статью, в которой описывали свои эксперименты с мышами, неспособными синтезировать меланин – у таких животных в геноме была мутация, отключающая синтез пигмента. Но одновременно удалось установить, что вещество под названием форсколин может запускать синтез меланина, действуя в обход мутации, так что меланина получалось вполне достаточно, чтобы защитить мышей от неприятных последствий ультрафиолета.

Однако тогда же оказалось, что форсколин для человека бесполезен: у нас по сравнению с мышами кожа потолще, и вещество просто не проникает на достаточную глубину. Тем не менее, исследователям удалось найти еще одно соединение – точнее, целый класс соединений, которые похожи по действию на форсколин и которые эффективны на человеческой коже. В клетках есть особые ферменты, обозначаемые аббревиатурой SIK, от которых зависит активность генов, управляющих синтезом меланина. В статье в Cell Reports описаны молекулы, которые подавляют активность SIK-белков, тем самым активируя синтез пигмента. Конкретный молекулярный механизм тут другой, нежели в случае с форсколином, но окончательный результат – тот же: загар без ультрафиолета.

Правда, пока что авторы работы клинических испытаний не проводили – все эксперименты ставили на мышах и на искусственной человеческой коже, выращенной в лаборатории. И, прежде чем какие-то препараты с «молекулами загара» появятся в продаже, необходимо убедиться, что от них не будет никаких онкологических и вообще каких-либо вредных последствий.

Здесь можно напомнить, что даже сам по себе меланин может оказаться довольно опасным: поглотив энергию ультрафиолетового излучения, он может сам повредить гены в собственной клетке, так что желательно, чтобы его получалось ровно столько, сколько нужно, и чтобы он все-таки своевременно исчезал из кожи.