Грибы помогают бактериям в трудную минуту

Снабжая бактериальные споры водой и питательными веществами, грибы помогают им проснуться от стрессового сна.

Грибной мицелий. (Фото: Nick Rose / Flickr.com.)
Гифы гриба из рода пенициллов. (Фото: Wikipedia / Y_tambe.)
Бактерия Bacillus subtilis по электронным микроскопом. (Фото: Kanijoman / Flickr.com.)

Тело грибов – мицелий, или грибница – состоит из множества длинных и тонких нитей, называемых гифами. Стремясь найти воду и питательные вещества, гифы могут прорастать довольно далеко, пронизывая почву обширной сетью.

И если, например, какая-то часть грибницы оказалась в неблагоприятных условиях, то те гифы, которые нашли и воду, и питательные вещества, будут снабжать весь остальной мицелий и тем, и другим. Однако гриб помогает таким образом не только сам себе, но и почвенным бактериям, которые оказались рядом с грибным «трубопроводом».

Исследователей из Центра изучения окружающей среды Объединения имени Гельмгольца интересовало, как грибы транспортируют, что им нужно, через «бесплодные земли»: мицелий рос в лабораторных условиях на достаточно питательной среде, но в конце концов натыкался на участок, где не было ни воды, ни глюкозы, ни соединений азота, и должен был прорасти гифами сквозь него, чтобы добраться до очередного «оазиса». Однако на бедном водой и питательными веществами участке были еще споры бактерии Bacillus subtilis: как многие бактерии, в неблагоприятных условиях B. subtilis переходит в спящее состояние, дожидаясь, пока снова не появится вода и все прочее.

Как говорится в статье в Nature Communications, стоило только грибным гифам прорасти через обезвоженную зону, как бактериальные споры просыпались, и бактерии начинали размножаться. Пометив воду, глюкозу и азотистые соединения особыми изотопами, авторы работы обнаружили, что все эти вещества, которые гриб качал из богатой среды, оказывались в бактериях. То есть грибы делились тем, что нашли, с другими микробами, улучшая среду вокруг себя.

Полученные данные, безусловно, помогают лучше понять, как существуют сложные почвенные экосистемы, в которых бок о бок друг с другом живут множество бактерий и грибов. Можно представить, как в трудные времена грибы приходят на помощь тем, кто живет рядом с ними, раздобывая воду и питательные вещества за счет своей огромной и очень разветвленной грибницы.

Кстати, похожим образом грибы помогают и растениям, делясь с ними водой в засушливые периоды.