Нос помнит грипп долго

Т-клетки слизистой носа помнят вирусную инфекцию дольше, чем Т-клетки легких.

Человеческий Т-лимфоцит. (Фото NASA's Marshall Space Flight Center / Flickr.com.)

После того, как иммунитет справился с инфекцией, в тех местах, которые пострадали от бактерий или вирусов, остаются особые иммунные клетки – Т-лимфоциты памяти. Они помнят молекулярные особенности патогена, помнят, как выглядели бактерия или вирус, так что в следующий раз, когда такая же инфекция проникнет в организм, Т-клетки памяти смогут быстро объяснить остальным иммунным клеткам, как именно нужно бороться с болезнью.

Т-клетки памяти способны к самообновлению, то есть каждое следующее их поколение будет помнить о том, что тут происходило и с какими микробами приходилось бороться. Однако не у всех «памятливых» лимфоцитов память одинакова: например, те, что сидят в легких, как ни странно, забывают прошлых врагов относительно быстро.

Странно это потому, что львиная доля инфекций приходит к нам именно через дыхательную систему. Но, может, в других отделах дыхательной системы Т-лимфоциты памяти отличаются более продолжительной памятью? И действительно, как пишут в Science Immunology исследователи из Мельбурнского университета, Т-клетки, сидящие в носу, не в пример легочным помнят вирусную инфекцию довольно долго.

Анджела Пиццолла (Angela Pizzolla) и ее коллеги экспериментировали с мышами: мышиные Т-лимфоциты метили особым образом, чтобы за ними можно было следить, после чего животных заражали гриппом с помощью спрея с вирусами, который впрыскивали в нос. И оказалось, что, во-первых, в слизистой носа действительно есть свои Т-клетки памяти, а во-вторых, что грипп он помнят целый год – то есть примерно треть жизни мышей. А вот среди тех Т-клеток памяти, которые сидели в легких, число помнящих грипп за сто дней сократилось со ста тысяч до одной тысячи – следующие поколения просто забывали вирус.

Понятно, что с такой «злопамятной» охраной в верхних дыхательных путях легкие вполне могут позволить себе не слишком заботиться о запоминании патогенов: те иммунные клетки, что сидят в носу, первыми отреагируют на появление старых вредных знакомых, первыми поднимут тревогу и, скорее всего, даже не пустят инфекцию к легким. При этом если вирус вводили подкожно, то никаких Т-клеток памяти в носу не появлялось.

Если вспомнить про вакцины от гриппа, то, возможно, предпочтение следует отдавать тем, которые выпускают как раз в виде назальных спреев – правда, надежных данных об их эффективности пока что нет. Вероятно, формирование «носовой иммунной памяти» у человека происходит с некоторыми особенностями, а возможно, что все дело в том, как Т-клетки памяти взаимодействуют с В-клетками памяти, чья задача – помнить, какие антитела пригодились в прошлый раз.

Иммунные клетки никогда не работают в одиночку, так что способность носовых Т-лимфоцитов, запомнивших прошлый грипп, защищать организм от повторной инфекции зависит от множества других факторов, про которые еще предстоит узнать в новых исследованиях.

По материалам ScienceNews.