Глаза для еды и глаза для брака

Чтобы хватило сил найти самку для продолжения рода, взрослые пауки-дейнопиды экономят на глазах.

Пауки-дейнопиды известны необычным способом охоты: они плетут небольшую сеть, которую держат передними ногами. Когда добыча приближается, паук растягивает сеть и набрасывают ее на жертву (как это происходит, можно посмотреть здесь). Если добавить сюда удлиненное, палочковидное тело и огромные глаза – считается, что у молодых самцов-дейнопид едва ли не самые большие глаза среди всех паукообразных – то в целом получается очень странное и довольно пугающее существо (по-английски некоторых дейнопид даже называют «пауки-огры»).

Анфас паука Deinopis spinosa. (Фото: Jay A. Stafstrom / University of Nebraska-Lincoln.)
Паук Deinopis spinosa с ловчей сетью в передних лапах. (Фото: Andres Martin Chavez Rojas / Flickr.com.)
С последней линькой большие вторичные глаза у самок пауков-дейнопид увеличиваются, а у самцов уменьшаются, при этом у самцов увеличиваются малые первичные глаза, помогающие видеть детали объектов. (Фото: Springer Nature / Scientific Reports.)

Большие глаза нужны паукам, чтобы лучше видеть добычу, тем более, что охотятся дейнопиды в сумерках. Однако мы не зря сказали про большеглазых самцов, что они – молодые: после последней линьки, когда самцы становятся половозрелыми и вступают в брачный возраст, их огромные глаза заметно уменьшаются. В статье в Scientific Reports исследователи из Университета Небраски-Линкольна пишут, что у самцов одного из видов дейнопид глаза с окончательным взрослением уменьшались на 25%, тогда как у самок они, наоборот, увеличивались на 21%.

Тут следует уточнить, что речь идет не обо всех восьми паучьих глазах, а лишь об одной паре так называемых вторичных глаз, которые как раз и отличаются своими размерами и которые помогают паукам видеть все движущееся. Другие, первичные глаза, которые весьма невелики и которые помогают различать форму и детали объектов, у самцов как раз увеличиваются, и довольно сильно – на целых 36%.

Причина такой оптической перестройки заключается в том, что половозрелым самцам приходится радикально менять образ жизни. Если до сих пор они, как и самки, просто неподвижно свисали  головой вниз, удерживая сеть в передних лапах и всматриваясь во все, что движется, то теперь им нужно срочно найти подходящую супругу. И, поскольку задача эта – первоочередная, то ради нее можно отчасти пожертвовать «охотничьими» глазами, которые делаются меньше, тем более, что они никак в поисках самки помочь не могут – ведь тут самец активно бегает по округе, а самка как висела в ожидании добычи, так и висит.

Перераспределение ресурсов касается и мозга самцов: по словам авторов работы, оптические центры, получающие информацию от больших глаз, у молодых самцов составляют 12% объема мозга, тогда как у половозрелых эта доля составляет уже 9%. Падение кажется совсем небольшим, однако если учесть, сколь много ресурсов требуют себе нейроны, то в целом энергетический выигрыш оказывается довольно существенным.

Кстати говоря, самцы во время брачного периода действительно охотятся так себе. Что же до малых глаз, то можно предположить, что, раз они помогают увидеть форму и детали объекта, то их увеличение как раз и нужно для того, чтобы проще было найти неподвижную самку.