Взрослые оценивают детей по словам

Общаясь с детьми, мы оцениваем их не по внешнему виду, а по тому, что и как они говорят.

Часто в разговоре о детях можно услышать, что у какого-то мальчика или девочки умное лицо или умные глаза (ну, или не умные, а наоборот). С другой стороны, столь же часто можно услышать, что чей-то сын или дочь развиты не по годам. А вот как мы оцениваем, насколько развит ребёнок? Кажется само собой разумеющимся, что взрослые оценивают детей по внешности, по выражению лица: всё-таки детей – это не взрослые, и проявлять свою личность в явном виде, в словах и делах, они ещё не могут. Однако на самом деле внешность – не главное, и мы больше верим тому, что ребёнок говорит, нежели тому, как он выглядит.

Общаясь с детьми, мы оцениваем их по тому, что и как они говорят. (Фото Norbert Schaefer / Corbis.)
Фото шестилетнего мальчика, использованное в эксперименте: в середине – мальчик в своих настоящих 6 годах, а слева и справа – с искусственно сниженным или завышенным возрастом. (Фото Florida Atlantic University.)

Психологи из Флоридского Атлантического университета поставили эксперимент, в котором взрослым людям показывали несколько фотографий шестилетних детей, мальчиков и девочек. Некоторые фото искусственно «овзрослили» – так, чтобы ребёнок выглядел не на 6, а на 8-10 лет, другие же фото, наоборот, подверглись «омоложению» – дети на них выглядели на 4-5 лет. К фотографиям прилагались детские мысли-утверждения, которые должны были помочь взрослым определить психологический портрет ребёнка. Например, фраза «солнце завтра не выйдет, потому что оно (на что-то) разозлилось», очевидно, говорила о незрелости, «детскости» ребёнка, который ещё в очень большой степени живёт в своих фантазиях. То есть описания указывали на то, насколько мальчики и девочки ориентируются в мире, насколько интеллектуально развиты и т. д. Комбинации слов и фото предлагались самые разные: иногда показывали только фото, иногда к фото прилагали слова, которые «по возрасту» не соответствовали фотографии (то есть на фото ребёнок, если сравнивать с его же словами, был моложе или старше), а иногда портрет фотографический и портрет словесный совпадали.

Взрослые же в конце концов выносили собственный психологический вердикт: они должны были сказать,  любит ли ребёнок прилгнуть, сообразителен ли он, дружелюбен ли, приветлив или нет. Психологи, в свою очередь, делали вывод, как взрослый человек видит ребёнка – как ещё маленького или как уже большого. В итоге оказалось, что детей оценивали преимущественно по тому, что и как они говорили. Например, когда участник эксперимента (будь то мужчина или женщина – пол роли не играл) описывал своё впечатление от ребёнка, который «сказал» про «разозлившееся солнце», то он воспринимал его как на маленького, независимо от того, на сколько лет мальчик (или девочка – здесь пол тоже почти никакой роли не играл) выглядел на фото. Причём наибольшей силой обладали именно «очень детские» мысли, то есть, услышав какую-то странную фантазию, взрослый человек скорее был готов преуменьшить возраст ребёнка, нежели, наоборот, добавить ему лет, если он вдруг говорил что-то умное. Полученные результаты опубликованы в журнале Evolutionary Psychology.

Необходимо подчеркнуть, что речь идёт лишь об определённом возрасте, от 4 до 10. На более ранних порах мы оцениваем детское развитие большей частью по внешности – насколько пухлы щёчки, насколько круглы глазки и так далее. Но потом дети в полной мере осваивают речь, им уже светит школа, мир для них становится больше, социальные взаимодействия усложняются – и вот тут, чтобы понять, насколько ребёнок адекватен миру, без слов уже не обойтись.

По материалам MedicalXpress.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее