№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Древнейшее изображение стоянки людей?

Рисунок, вырезанный на куске сланца, может оказаться древнейшим изображением жилищ. Его возраст – около 13 тысяч лет.

Пейзажи и сюжеты из повседневной жизни редко встречаются в палеолитическом искусстве. Люди каменного века предпочитали изображать животных, иногда они рисовали людей. Однако, похоже, что рисунки на куске сланца, обнаруженном в Испании, – исключение из этого правила. Во всяком случае, так считают авторы статьи, опубликованной в декабре журнале PLOS ONE.

Увеличенная фотография одного из рисунков на камне из Моли дель Сальт. Фото: García-Diez et al / EurekAlert.
Прорисовка изображения на камне. Рисунок: García-Diez et al / PLOS ONE.

Камень нашли в гроте Моли дель Сальт (Molí del Salt), который датируется концом верхнего палеолита – около 13,8 тысячи лет назад. На поверхности сланца вырезаны семь полукруглых фигур, дополненных «штриховкой». Фигуры сгруппированы в два ряда. Морфологические исследования показывают, что изображения были нанесены одним и тем же способом и инструментов, за короткий промежуток времени.

Исследователи предполагают, что рисунок может представлять изображение стоянки охотников-собирателей. Полукруглые фигуры, по их мнению, представляют собой жилища или хижины. «Палеолитический рисунок из северо-восточной части Испании даёт нам первое изображение социальной группы», – полагает Мануэль Вакеро (Manuel Vaquero), один из авторов исследования, сотрудник каталонского Института палеоэкологии человека и социальной эволюции.

Авторы статьи интерпретировали рисунки как жилища с помощью этнографических аналогий. Они отмечают, что привлечение данных этнографий для изучения обществ каменного века – распространённая практика. Она основана на предположении, что между доисторическими охотниками-собирателями и современными традиционными обществами могут быть определённые параллели, обусловленные похожим образом жизни. Главная его черта – мобильность, она, в частности, сказывается на форме и устройстве жилищ, независимо от исторического контекста.

Этнографические наблюдения показывают, что среди обществ, ведущих подвижный образ жизни, наиболее распространены жилища округлой формы и с полукруглым перекрытием. У современных охотников-собирателей чаще встречаются конструкции такой формы, чем жилища конических очертаний. В основе таких «домов» лежит каркас из деревянных жердей. Сверху его покрывают травой, ветками или шкурами. Считается, что полукруглые «купольные» жилища устойчивее, чем конические. Кроме того, они не требуют установки дополнительных подпорок и столбов внутри хижины, и поэтому внутри таких «домов» места больше, чем в «домах» конической или прямолинейной формы. В то же время полусферические жилища сложнее разделить перегородками, кроме того, их нельзя расширить без разборки конструкции. Однако эти недостатки мало заботили обитателей, поскольку сами жилища были временными.

Пропорции «хижин», изображённых на камне из Моли дель Сальт, соответствуют пропорциям полукруглых жилищ в традиционных обществах: их ширина либо превышает высоту, либо равна ей.

Количество жилищ в поселениях охотников-собирателей колеблется и зависит не только от размера группы, но и от её социальной и хозяйственной структуры. Кроме того, это число может изменяться в зависимости от других условий. По этнографическим данным, в периоды максимальной «концентрации» коллективов охотников-собирателей среднее количество жилищ в их стоянках достигает значения 7,6 ± 3,9. Очевидно, что семь предполагаемых жилищ, изображённых на камне с испанской стоянки, укладываются в этот диапазон.

Исследователи полагают, что на возможность существования стоянки, которая была изображена палеолитическим «художником», указывают археологические свидетельства. Перед гротом Моли дель Сальт есть ровная площадка, плавно понижающаяся к реке, которая находится на расстоянии около 100 метров от грота. На протяжении многих лет на этом участке были обнаружены «тысячи артефактов» (в статье не указывается их точное число). Форма, техника изготовления и «набор» орудий соответствует тем, которые были найдены в самом гроте. Возможно, перед ним существовала стоянка «под открытым небом». В таком случае «художник» рисовал её с натуры.

По материалам EurekAlert и PLOS ONE

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее