Кельтское искусство в степях Азии?

Оксфордский проект должен ответить на вопрос, насколько широко распространялось влияние искусства кельтов.

«В Европе кельтское искусство прочно ассоциируется с такими странами, как Шотландия и Ирландия, но сейчас мы рассматриваем этот вопрос шире – в контексте связанных художественных стилей в Европе и Азии», – рассказывает о предмете своего исследования Крис Госден (Chris Gosden), профессор Школы археологии при Оксфордском университете.

Умбон из Уондсворта. Великобритания, III в. до н.э. Фото: The Trustees of the British Museum.
Бронзовое кольцо. Великобритания, ранний железный век. Фото: shmolean Museum, University of Oxford

Группа исследователей под руководством Криса Госдена, археологов из Оксфорда, Кембриджа и Британского музея, собирается изучать артефакты, которые традиционно считают «кельтскими» из-за использования спиральных, круговых, переплетающихся мотивов или «закрученных» изображения растений и животных. Находки с похожей орнаментацией из Азии позволят учёным понять, как далеко заходило влияние кельтского искусство и как на него влияла культура кочевников.

Материалом для исследования станут артефакты из раскопок и музейных коллекций Франции, Германии, Швейцарии, Австрии и Чехии, а результатом – база данных, посвящённая кельтскому искусству. В эту базу впервые войдут данные не только «кельтского мира» в его традиционных границах (большая часть Европы), но и артефакты из-за его пределов.

В центре внимания оксфордского проекта – связи между кельтами Центральной Европы и их соседями-кочевниками, скифами и сарматами, жившими в степном «коридоре» от Дуная до Китая. Изображения на их изделиях, хотя и очень разнообразные, перекликаются с кельтскими. Искусство кочевников, как и искусство кельтов, считает Крис Госден, «использует образы, которые могут быть связаны с верованиями в то, что материальный мир населён духами, а границы между людьми, животными, растениями и предметами размыты».

Кельтский искусство зародилось на рубеже VI и V вв. до н.э., в то же самое время, когда начинается рассвет классического искусства Греции. Как эти явления связаны, пока непонятно. Однако уже в ту отдалённую эпоху европейское искусство было тесно связано с восточным. Важную роль в этих связях играли многочисленные торговые пути через степи и полупустыни, позже ставшие частью Великого Шёлкового пути. Об этом, в частности, свидетельствуют погребения из Сибири, Монголии и Казахстана, относящиеся к раннему железному веку, которые содержат римское стекло, китайский шёлк и ткани из Центральной Азии.

По материалам Past Horizons

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее