В России впервые нашли саблю из среднеазиатской тигельной стали

Саблю обнаружили в «братской могиле» жителей и защитников Ярославля, погибших во время захвата города монгольским войском.

Исследователи из Института археологии РАН (ИА РАН) проследили историю сабли времён монгольского нашествия, клинок которой нашли на раскопках в Ярославле. Находка оказалась «пришельцем» из Средней Азии. При этом клинок – единственный в своём роде: до сих пор на территории России не находили сабель, выкованных из уникальной тигельной стали.

Сабля из Ярославля. Фото: ИА РАН.

Находка была сделана в 2006 году, когда археологи из ИА РАН под руководством замдиректора института Аси Энговатовой вели работы на Успенском раскопе в Ярославле. Работы предваряли строительство Успенского собора, который возвели к тысячелетию города. На месте строительства археологи обнаружили одно из коллективных захоронений жителей и защитников города, погибших при его захвате монголо-татарами в 1238 году. В этой «братской могиле» и был найден обломок сабли.

Сама по себе находка на территории России сабли XII–XIII веков – огромная редкость. «Подобные вещи бывают в основном в воинских захоронениях на южных территориях Древней Руси, а случаи нахождения сабель, их фрагментов и деталей в городском культурном слое – единичны», – отметил Владимир Завьялов, старший научный сотрудник Лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН.

Находка несколько лет пролежала в музее. «Открытие действительно интереснейшее. Мы взяли в Ярославском музее для более подробной атрибуции обломок сабли – а получили новое прочтение старого материала», – сказала Ася Энговатова.

В Лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН исследовали структуру металла клинка под микроскопом, изучили его механические свойства. В Инновационном центре «Сколково» – в компании «Системы для микроскопии и анализа» – проводилась рентгеновская микротомография сабли и исследование с помощью растрового электронного микроскопа. Это позволило изучить внутреннюю структуру образца и построить его 3D-модель.

В результате выяснилось, что сабля из Ярославля была откована из литой тигельной стали. Секрет производства такой стали был открыт в северо-западной Индии в начале I тысячелетия до н.э. Со второй половины I тысячелетия центры по производству литой тигельной стали начали появляться в Средней Азии. В частности, такой центр в VII–XIII веках находился в городе Ахсикет в Северной Фергане. Но европейским мастерам секрет её производства не был известен. Позднее этот секрет был утерян, и заново изобретён европейскими металлургами только в конце XVIII века.

В эпоху монгольского нашествия, в начале XIII века, и в более поздние эпохи, даже в XIX веке, тигельная сталь стоила очень дорого. Она (и её разновидность – булат), как ни один другой материал, соответствовала требованиям, предъявляемым к клинковому оружию – прочность клинка, способность лезвия долго сохранять остроту.

Вероятно, «ярославская сабля» принадлежала очень состоятельному монгольскому воину. Хотя восточные купцы вывозили тигельную сталь в Европу, древнерусские мастера вряд ли могли выковать саблю из неё.

«Более вероятно, что найденная сабля происходит из ремесленного центра, где тигельная сталь производилась, и местом её изготовления является один из городов Средней Азии, покоренных монголами незадолго до 1238 года», – считает Владимир Завьялов.

Это подтверждают и археометаллографические исследования в Лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН: из нескольких тысяч исследованных древнерусских предметов литая сталь обнаружена впервые. «Исследованная сабля в настоящее время является единственным образцом средневекового оружия из Восточной Европы, откованным из тигельной стали», – говорит старший научный сотрудник.

Интересны не только технология производства сабли, но и место находки. Клинок необычен: его ширина всего 2,6 сантиметра. Однако это всё же боевое оружие, считают археологи. Так, сабля была сломана, рукоять утрачена, а клинок согнут. Анализ показал, что в металле есть микротрещины, которые свидетельствуют о пребывании предмета в огне. Скорее всего, оружие было подвергнуто ритуальной порче (сгибанию). Для этого клинок пришлось нагреть до высокой температуры.

Теперь обломок сабли отреставрирован и передан в Ярославский музей-заповедник. Сейчас он находится в экспозиции музея.

По материалам пресс-службы Института археологии РАН

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее