В Кабардино-Балкарии открыли необычно богатое погребение

В могиле молодой женщины, жившей около 4,5 тысяч лет назад, было более 500 украшений и культовых предметов.

Во время раскопок группы курганов в Кабардино-Балкарии исследователи из Института археологии РАН нашли «уникальное по богатству» захоронение, возраст которого – более 4,5 тысяч лет. В могиле молодой женщины находилось более 500 украшений и культовых предметов.

Украшения из погребения № 9 кургана 423.
Погребение № 9. Общий вид.
Курган 423.
Общий вид раскопок.

Погребение открыто в одном из курганов группы Кёнделенская I. Начальник экспедиции Александр Клещенко рассказал о результатах исследования курганной группы на конференции в Институте археологии РАН.

«Это погребение по количеству и ассортименту вещей первое в своем роде: стандартные комплексы северокавказской культуры отличаются гораздо меньшим числом и разнообразием находок», – сообщил археолог.

В погребении №9 кургана 423, о котором идёт речь, была похоронена молодая женщина в возрасте от 18 до 30 лет. «Её костюм состоял из 550 предметов, что само по себе является беспрецедентным случаем для погребальных комплексов эпохи средней бронзы», – отметил Александр Клещенко.

В частности, у головы погребённой находились восемь бронзовых и серебряных височных подвесок, на груди – ожерелье из 150 бронзовых и фаянсовых украшений. На правом запястье женщины был браслет из бронзовых подвесок. Точных аналогий они пока не имеют.

По словам археолога, наиболее выделяющимися деталями костюма погребённой были два так называемых поясных набора. Они состояли из нескольких сотен предметов. Руководитель экспедиции считает, что поясные наборы имели не только декоративную, но и культовую функцию. Об этом, по его мнению, свидетельствуют две бронзовых булавки, две полусферические бляхи с солярным орнаментом, а также две миниатюрные бронзовые модели сосудов. Булавки, вероятно, были своего рода амулетами.

Несмотря на богатство погребения, исследователи не торопятся делать выводы о социальном статусе погребенной. «Мы очень мало знаем о социальных отношениях той эпохи, чтобы называть её "принцессой" или "княжной", более того, само положение погребения противоречит этому», – говорит Клещенко.

Он пояснил, что погребение было устроено в насыпи кургана, а не в материковой яме (то есть не на уровне горизонта, современного строителям кургана). Абсолютное большинство захоронений в курганной группе было совершено в «материке».

«Судя по имеющимся в нашем распоряжении фактам, вождей, лиц с высоким социальным статусом чаще хоронили в центре кургана, над ними делали насыпи высотой до трёх метров, при этом на значительный статус указывает, в том числе, количество трудозатрат на совершение обряда. В насыпи же обычно хоронили детей, нередко встречаются погребения совсем без артефактов. Здесь же мы имеем дело со своего рода обрядовым нонсенсом!», – рассказывает исследователь.

Курганная группа Кёнделенская I была найдена в 30-х годах XX века, при подготовке к строительству Баксанской ГЭС. Однако с тех пор она почти не исследовалась. В 2014 году совместная экспедиция Института археологии РАН и Института археологии Кавказа изучила пять курганов. В них выявлены 73 погребения, которые относятся к раннему и среднему бронзовому веку (середина IV - первая половина III тысячелетия до н.э.).

В это время на Северном Кавказе возникла и стремительно развивалась металлургия и металлообработка. В раннем бронзовом веке эти процессы находились под сильным ближневосточным влиянием, но уже с начала III тысячелетия до н.э. северокавказская металлургия развивается вполне самостоятельно.

Исследование курганов группы Кёнделенская I не только принесли необычные и богатые находки, но и позволили получить полную и непрерывную хронологическую колонку комплексов середины IV – первой половины III тыс. до н.э. Раскопки сопровождались и естественнонаучными исследованиями. Благодаря этому можно будет полнее раскрыть климатические, хозяйственные и социальные условия, в которых жили северокавказские племена в бронзовом веке.

По материалам пресс-службы Института археологии РАН

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее