Скорость выздоровления после операции зависит от иммунных клеток

Послеоперационное восстановление организма зависит от особых клеток иммунной системы, управляющих воспалением.

Время послеоперационного восстановления может быть  разным: кто-то приходит в себя относительно быстро и почти безболезненно, а у кого-то всё растягивается на несколько месяцев, в течение которых пациенту приходится соблюдать постельный режим и вообще всячески беречь себя. Исследователям из Стэнфорда (США) удалось определить надёжный признак, по которому можно заранее предсказать, как будет чувствовать себя больной после операции. Таким признаком оказались иммунные клетки под названием «моноциты CD14+».

Моноцит в окружении эритроцитов. (Фото Dr. John D. Cunningham / Visuals Unlimited / Corbis).
Моноцит (верхний справа) в окружении лимфоцитов. (Фото Dr. Donald Fawcett & E. Shelton / Visuals Unlimited / Corbis).

Буквы «CD» часто можно обнаружить рядом с названиями иммунных клеток, и расшифровываются они как «кластер дифференцировки» – комплекс мембранных белков, характерных для той или иной разновидности клеток и во многом определяющих их функцию. CD14 обозначает некий мембранный рецептор, который есть у части моноцитов для распознавания бактериальных молекул. Как оказалось, от активности таких клеток во многом зависит ход послеоперационного восстановления организма.

В исследовании участвовали несколько десятков больных в возрасте от 50 до 80 лет, которым должны были сделать операцию по замене тазобедренного сустава. Несколько раз у них брали кровь на анализ: один раз – перед операцией, и два раза – спустя 24 и 72 часа после операции. С помощью комбинированного метода цитометрии и спектрофотометрии клетки крови анализировали на предмет входящих в их состав белков, по которым можно было судить о межклеточных сигналах и о том, что происходит внутри самих клеток.

В статье в Science Translational Medicine авторы работы пишут, что пациенты с более активными клетками CD14+ быстрее восстанавливались после операции. CD14+ моноциты обычно не слишком многочисленны, и их активность связана с травмами, когда они начинают рассылать специфические химические сигналы. Именно эти сигналы в виде особых молекул и можно обнаружить в крови спустя сутки после операции (ведь операция, по сути, та же травма.) Речь здесь идёт не о какой-то конкретной сигнальной молекуле, но о комплексе сигналов, которые вместе указывают на активность CD14+ клеток. Что именно улучшают такие клетки, исследователи точно пока не знают, но предполагают, что они подавляют воспаление, тем самым ускоряя восстановление организма.

Воспаление – неизбежный и необходимый этап при восстановлении повреждений, так что клетки, обеспечивающие воспалительный процесс в месте операционной раны, поступают, так сказать, совершенно правильно. Но во всём нужна мера, и если процесс слишком затягивается, это уже нехорошо. У иммунной системы есть свои инструменты для подавления воспаления, но активность противовоспалительных клеток и молекул может быть разной. Особенность клеток CD14+ в том, что они работают в обе стороны, то есть могут как стимулировать, так и тормозить воспаление.

Очевидно, что без иммунитета в послеоперационном восстановлении не обойтись, и ранее уже были попытки определить иммунные маркеры, которые позволили бы понять, почему разные больные с разной скоростью восстанавливаются после операций. Однако до сих пор результаты подобных исследований были не слишком удовлетворительными: по иммунным показателям можно было предсказать лишь 2-10-процентную разницу в темпах выздоровления. Что же до CD14+ клеток, то для них такой показатель возрастает до 40-60% – то есть если один человек восстанавливается быстро, а другой медленно, то на 40-60% это можно объяснить различиями в активности CD14+ моноцитов.

Хотя в эксперименте участвовало всего 32 человека, различия в активности клеток и соответствие их разным темпам выздоровления было настолько явным, что авторы работы не сомневаются в своих результатах, несмотря на небольшую статистику. Однако, так или иначе, полученные данные всё равно нужно будет перепроверить на большем числе добровольцев. Если всё окончательно подтвердится, нужно будет подумать над тем, как запустить этот метод в повседневную клиническую практику, и заодно найти способ при необходимости подстегнуть малоактивные CD14+ клетки, чтобы ускорить восстановление пациента.