Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Руки тянутся к науке: при Дарвиновском музее открылся Интерактивный образовательный центр

Хотите измерить силу своего удара? Собрать по косточке скелет человека? Лично подсчитать возраст дерева, посоревноваться в компьютерных мини-играх на научные темы и заглянуть в фасетчатые глаза насекомых Московской области, тогда вам сюда: 1 сентября Интерактивный образовательный центр открыл свои двери для всех желающих.

Аттракцион «собери скелет»: «кости»-магниты крепятся основанию, как сувенирные магнитики на холодильник.
Собрать клетку не легче, чем собрать скелет, хотя деталей в ней поменьше.
Для самых маленьких – самый добрый аттракцион: эту сову можно «кормить» деревянными «мышками» - изображениями на кружках. (Те, кому жалко мышку, могут аналогичным образом «покормить» белку или лягушку).
Все знают, как измерить возраст дерева, но кто хотя бы раз в жизни действительно считал его годовые кольца?
Никогда ещё генетический анализ не был таким простым: выбираешь из меню особенности своей внешности и узнаёшь, сколько у тебя генетически общего с другими посетителями центра.
Если встать перед экраном-сферой на определённое, обозначенное на полу место, можно почувствовать себя повелителем Вселенной и движением руки управлять небесными телами.
В необыкновенном стеклянном полу Центра использованы элементы классической экспозиции музея – чучела птиц, животных, муляжи растений и грибов.
Наших ближайших соседей – насекомых из разных экосистем московской области можно рассмотреть под лупой.
Кто быстрее всех сумеет разместить предложенных животных на эволюционном дереве?
Аттракцион из линейки «Познай себя»: какой на самом деле вкус у колбасы?
 Почувствуй себя генетиком: «анализ ДНК» в формате интерактивной «бродилки».    Фото: Анжелика Кубряк
Почувствуй себя генетиком: «анализ ДНК» в формате интерактивной «бродилки». Фото: Анжелика Кубряк

«Странно, но мне здесь все нравится», – говорит серьёзная девочка лет 13. У неё в руках анкета-опросник, которую попросили заполнить всех участников открытия интерактивного образовательного центра «Познай себя – познай мир» в здании Дарвиновского музея, и только что она добросовестно изучила каждый дисплей и экспонат, не пропустив ни одного. Дети и журналисты, приглашённые на презентацию, с интересом заполняли анкеты обратной связи, а выступление мэра Москвы Сергея Собянина свидетельствовало о значении, которое столица придаёт своим образовательно-музейным инновациям. Мэр выразил надежду, что московским детям и подросткам понравится идея интерактивного музея, и пообещал поручить соответствующим подразделениям сделать всё необходимое, чтобы школьники бывали в подобных музеях как можно чаще.

Идея центра зародилась в 2011 году в сердце Дарвиновского музея, затем на протяжении трёх лет её шаг за шагом воплощала рабочая группа из специалистов и дизайнеров музея во главе с автором идеи – директором А.И. Клюкиной. Проект также поддержали московские городские Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, Центр инновационного развития и Департамент культуры.

Экспозиция организована как три перетекающие друг в друга зоны: «Познай себя», «Единство живого» и «Познай мир». Каждый раздел содержит аттракционы и дисплеи, к которым руки тянутся буквально сами, как у детей, так и у взрослых. Некоторые экспонаты, например, «накорми сову деревянными мышками», доступны даже малышам (для убеждённых вегетарианцев есть опция накормить растительной пищей белочку и лягушку). Мультимедийные столы и панели соблазняют «методом творческого тыка» разобраться в скрытом от глаз устройстве окружающего мира, а так называемые тактильные экспонаты – попробовать его ещё и на ощупь. Особое и драгоценное качество центра заключается в том, что организаторы позаботились о людях со специальными потребностями. Макеты и муляжи для ощупывания; экспонаты с детальнейшим образом проработанными поверхностями, - пожалуй, нигде больше в Москве пока не встретишь такой нацеленности экспозиции на тактильное восприятие.

Технологическая ёмкость экспозиции тоже беспрецедентно высока: мультитач-технологии позволяют сразу нескольким посетителям развлекаться у одного и того же экспоната или играть в одну и ту же образовательную игру, технология «кинект» даёт возможность с помощью жестов управлять вращением Земли на огромном экране-сфере, а технологии дополненной реальности делают наглядными общие понятия, например, идею биосферы, в которой сосуществуют различные виды животных.

Тем приятнее, что при всей своей технологической насыщенности интерактивный образовательный центр сохранил «генетический код» музея-родителя: с мультимедийными гаджетами соседствуют старые добрые экспонаты, знакомые посетителям Дарвиновского музея. На ветках деревьев здесь сидят очень убедительные птицы, а под ногами – под эффектным стеклянным полом в стиле хайтек – в лесной траве растут грибы и даже «бегают» ёжики.

Экспозиция будет открыта ежедневно в дни работы Дарвиновского музея с 10 до 18 часов.

Автор: Анжелика Кубряк, Елена Вешняковская