Стволовые клетки роговицы эффективны при трансплантации

С помощью особого белка можно набрать столько стволовых клеток роговицы, сколько нужно для успешного заживления повреждений роговой оболочки глаза.

Постоянный контакт с внешней средой не проходит даром для роговицы глаз – её ткань легко повреждается и потому должна своевременно обновляться. Если этого не происходит, или же повреждения оказались слишком обширны, то есть риск потерять зрение. Однако в роговице нет кровеносных сосудов, и потому обменные процессы происходят в ней не слишком быстро. Обновление же клеточного состава роговой оболочки происходит за счет сосудов лимба — тонкого слоя эпителия, отделяющего роговицу от белковой оболочки глаза.
Восстановление можно выполнить искусственно, пересадив на повреждённое место готовую здоровую ткань. Но для восстановления нужны стволовые клетки, а в случае роговицы до сих пор никто в точности не знал, содержат ли её трансплантаты лимбальные стволовые клетки и, если да, то сколько именно.

Фото Mark Samala / ZUMA Press / Corbis.
Поперечный срез роговицы человека. Фото Visuals Unlimited / Corbis.

Группа ученых на базе нескольких медицинских учреждений при Гарвардском университете обнаружила у стволовых клеток лимба роговицы особый маркер – белок ABCB5. С помощью антител к ABCB5 можно выделять из биоматериала именно эти клетки, чтобы потом использовать их для трансплантации.

«Лимбальные стволовые клетки довольно редки, и успешная трансплантация зависит от количества этих клеток, – говорит Брюс Ксандер, соавтор статьи из Массачусетского Института уха и глаза (Massachusetts Eye and Ear/Schepens Eye Research Institute). – Данная находка намного упростит восстановление поверхности роговицы. Это очень хороший пример, когда фундаментальные исследования быстро переходят в прикладную область».
Те же исследователи ранее продемонстрировали, что ABCB5 есть у клеток-предшественников в коже и кишечнике человека. В новой работе было показано, что мыши, у которых не работал ген ABCB5, утрачивали свои лимбальные стволовые клетки, и их роговица очень плохо регенерировала после повреждения. Если же этим мышам пересаживали ABCB5-положительные лимбальные стволовые клетки человека, то роговица у животных быстро восстанавливалась.

«ABCB5 позволяет стволовым клеткам выжить, защищая их от апоптоза (запрограммированной смерти клеток)», – считает Маркус Франк из Бостонского детского госпиталя. По словам Наташи Франк (Бостонский центр здравоохранения, VA Boston Healthcare System), исследования на мышах позволили нам впервые понять роль ABCB5 в нормальном развитии и потому полученные результаты очень важны для исследований стволовых клеток в целом. В настоящее время авторы работы пытаются создать антитела против ABCB5, которые можно будет применять в повседневной медицинской практике.

По материалам  Nature.