«Размышления с оптимизмом»: в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги академика Игоря Горынина

Книга посвящена истории «Прометея» – предприятия, на котором когда-то создавали броню для подводных лодок, а сейчас разрабатывают магнитные наноматериалы.

Книга И.В. Горынина.
ЦНИИ КМ «Прометей» (фото oborona.ru)
Процесс производства магнитного экрана.
Совместно с финскими партнерами «Прометей» разрабатывает специальную защитную одежду для сварщиков. Ольга Васильева демонстрирует опытные образцы.
Силовой кабель в оболочке из магнитного экрана.

В нынешнем году Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей» отмечает 75-летие. Долгие годы это предприятие, на счету которого разработка брони для танка Т-34, корпусов атомных ледоколов и подводных лодок, материалов для атомной промышленности и множество других заслуг, было закрытым. Мало кто знал, что секретные сплавы когда-то разрабатывались на территории Александро-Невской лавры в самом центре Ленинграда.

И сейчас «Прометей» только приоткрыл двери для журналистов по случаю своего юбилея и выхода книги академика Игоря Васильевича Горынина, где история института тесно переплетена с историей нашей страны и ее оборонно-промышленного комплекса. Игорь Васильевич проработал на «Прометее» 65 лет, прошел путь от инженера до генерального директора, а теперь он – президент и научный руководитель родного предприятия. Презентация книги состоялась 15 апреля 2014 года.

К традиционным научным направлениям института несколько лет назад добавились нанотехнологические исследования. Для этого в институте организован Наноцентр. Сегодня здесь разрабатывают различные противокоррозионные технологии, создают и изучают наноструктурированные металлы и сплавы, полимерные наноматериалы. Большая часть того, над чем работают ученые и инженеры предприятия, интересна прежде всего промышленному сектору. Но есть и темы, которые касается практически каждого из нас.

В ближайшее время «Прометей» вместе с НИИ Медицины и Лабораторией электромагнитной безопасности СПбГМТУ планирует провести масштабные исследования влияния электромагнитного излучения на здоровье человека.
Электрические подстанции, предназначенные для приема, преобразования и распределения электроэнергии, нередко располагаются прямо в жилых домах. «В соседних с подстанциями помещениях уровень магнитного поля превышает нормы в несколько раз», – рассказывает Ольга Васильева, начальник лаборатории «Магнитные наноматериалы».

Не все знают, что электромагнитное излучение, исходящее от электрических подстанций, пагубно влияет на здоровье человека. Российская предельно-допустимая гигиеническая норма магнитного поля промышленной частоты 50 Гц для промышленных объектов составляет 10 мкТл, для жилых помещений – 5 мкТл. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует придерживаться в качестве безопасного уровня 0,2 мкТл, поскольку последствия воздействия магнитного поля на живые организмы еще недостаточно изучены.

Еще одна любопытная область исследований, где материаловедам помогают медики и биологи, – влияние отсутствия магнитного поля Земли на живые организмы. В отличие от переменного магнитного поля, о котором речь шла выше, существует еще и постоянное магнитное поле Земли, которое на широте Санкт-Петербурга составляет порядка 49 мкТл. Магнитное поле Земли – величина не постоянная. Его напряженность падает, причем неравномерно. За последние 22 года она уменьшилась в среднем на 1,7 %, а в некоторых регионах, например, в южной части Атлантического океана, – на 10 %.

К магнитному полю Земли человек и другие живые организмы адаптирован. С использованием магнитных экранов можно создать магнито-вакуум – область, где магнитное поле будет практически равно нулю. Если биологический объект ненадолго поместить в такую камеру, то у него повышаются защитные свойства организма, а если подержать его чуть подольше – начинаются необратимые деструктивные изменения. Например, кардиомиоциты – клетки сердечной мышцы, перестают делиться после 4 часов без магнитного поля Земли. Это очень важно учитывать, говоря о дальних космических полетах, например, к Марсу, ведь без магнитного поля Земли человек может погибнуть, даже не достигнув цели. Влияние отсутствия магнитного поля должно учитываться и при моделировании дальних полетов, таких как «Марс-500».