Первый дальневосточный астероид

В Уссурийской астрофизической обсерватории впервые на Дальнем Востоке обнаружен неизвестный астероид. В феврале это подтвердил Гарвардский международный центр малых планет.

Алексей Маткин возле обновленного 50-см телескопа ОРИ-50 МФТИ в Уссурийске.
Будущий учитель Екатерина Чорная.
65-см телескоп САНТЕЛ-650 системы Гамильтона.
Кадр неба на телескопе САНТЕЛ-650.
"Мини-ЦУП" Уссурийской обсерватории. Отсюда идет управление 4-мя телескопами и здесь же производится обработка всех ПЗС-кадров.
Панорама Уссурийской астрофизической обсерватории.

Открытие совершили сотрудник Уссурийской обсерватории Алексей Маткин и студентка Школы педагогики ДВФУ Екатерина Чорная, которая проходила в обсерватории преддипломную практику. Это открытие станет настоящим украшением ее диплома. Полученные в ходе наблюдений в январе 2014 года данные после предварительного анализа были переданы в Гарвардский международный центр малых планет, где подтвердили, что данный космический объект ранее не наблюдался. Теперь он получил номер и занял свое место в каталоге среди 4500 своих собратьев. Через некоторое время его заметили и американские астрономы, но приоритет остается за нашими соотечественниками.

В настоящий момент наблюдение за новым астероидом продолжается, ученые уточняют его размеры и орбиту. По предварительным данным новый астероид имеет размер всего несколько десятков метров и вращается в астероидном поясе между Марсом и Юпитером, так что опасности для Земли он не представляет.

Самым интересным моментом в этой ситуации является то, что наблюдение астероидов пока не является задачей обсерватории, и, по словам самого первооткрывателя Алексея Маткина, эта работа делалась в свободное время на личном энтузиазме. На астероидные проекты у обсерватории элементарно нет финансирования. Впрочем, ранее  не было даже аппаратуры для подобных наблюдений, чем и объясняется единственность подобного открытия в шестидесятилетней истории обсерватории.

Уссурийская астрофизическая обсерватория Дальневосточного отделения РАН была создана в 1953 году как станция службы Солнца для регулярных наблюдений Солнца и солнечной активности. Общеизвестно сильное влияние солнечной активности на многие процессы на Земле и в космосе, поэтому для круглосуточного наблюдения за Солнцем подобные станции размещались в разных точках нашей страны и мира. Со временем задачи обсерватории и используемое оборудование расширились.

Но в последнее десятилетие у обсерватории появилась совершенно новая задача – наблюдение объектов в ближнем космосе. В первую очередь  –  действующих спутников и так называемого космического мусора. За прошедшие полвека космической эры в космосе накопилось много искусственных объектов, ставших спутниками нашей планеты. Это отработавшие свой срок космические аппараты, их обломки и даже мусор, оставшийся после пилотируемых кораблей и орбитальных станций. Этот мусор частично снижается и сгорает в атмосфере, но большая часть остается в космосе. На околоземных орбитах летает несколько сотен тысяч объектов размером порядка 10 см и больше. Они представляют реальную опасность для полетов современных космических аппаратов. Поэтому возникла необходимость их отслеживания и предупреждения столкновений.

В 2005-2010 годах с этой целью была создана глобальная научная сеть оптических инструментов ISON, с которой сотрудничают около 30 обсерваторий и наблюдательных пунктов в десяти странах мира. Роскосмос с 2006 года ведет разработку Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП), пуск которой планируется к 2015 году.

Для выполнения этих задач требуются специальные телескопы, отличающиеся от используемых в традиционной астрономии. В рамках этих программ получила четыре специализированных телескопа и самая восточная обсерватория России – Уссурийская астрофизическая обсерватория. В конце августа 2013 года прошли первые наблюдения на самом новом 65-см телескопе САНТЕЛ-650 системы Гамильтона, разработанном по заданию Роскосмоса. На данный момент это самый большой по апертуре (полю зрения) телескоп на Дальнем Востоке (крупнее есть только под Иркутском).

Отметим, что этот телескоп не имеет окуляра, в который надо смотреть. Изображение снимается на ПЗС-камеру с чипом размером 50х50 мм. Этим телескоп напоминает электронный фотоаппарат, а изображение наблюдают на мониторе. САНТЕЛ-650 позволяет проводить астероидные обзоры и обнаруживать достаточно небольшие объекты, что и позволило совершить открытие.

Вопрос изучения астероидно-кометной опасности в нашей стране поднимался уже давно и неоднократно, но практической реализации не получил из-за необходимости больших финансовых затрат. Челябинский метеорит подстегнул интерес к этой проблеме, так что, возможно, деньги найдутся, и наши обсерватории порадуют новыми открытиями. А пока из почти 200 новых астероидов, обнаруженных в 2013 году, только пять были открыты обсерваториями стран СНГ.

По материалам http://www.febras.ru, www.dvfu.ru