Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВШЭ меняет принципы найма преподавателей

В Высшей школе экономики с 2014 года набор новых и продление контрактов действующих преподавателей  будет проводиться по аналогии с процедурами международного рекрутинга.

Лучшие профессора по направлениям будут отбирать кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы, в первую очередь качество научных публикаций. Первый конкурс профессорско-преподавательского состава в новом формате уже объявлен, его сроки – с  31 января по 28 февраля.

В любом российском государственном вузе, чтобы занять должность профессорско-преподавательского состава (ППС), в соответствии с 332-й статьей Трудового кодекса, нужно раз в пять лет проходить конкурс. Такие конкурсы проводятся формально, особенно когда речь идет о продлении контракта – достаточно представить необходимые бумаги (диплом об образовании и ученой степени, подтверждение стажа, любые публикации и прочее).

До недавнего времени конкурс ППС в Вышке тоже проводился достаточно формально. Ситуация начала меняться лишь в последние три года, университет стал оценивать деятельность кандидатов по их научным публикациям. От количественной оценки (для каждой должности – не менее определенного числа публикаций за три года) постепенно переходили к качественной, установив критерии отбора изданий, где печатались кандидаты. Также оценивалась популярность преподавателей ВШЭ у студентов (результаты конкурса лучших преподавателей). Но конкурс все равно оставался заочным и фактически закрытым – в нем участвовали только сотрудники университета или те, кого пригласили руководители подразделений.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Однако параллельно у Вышки был и другой опыт: с 2009 года университет начал нанимать преподавателей на международном рынке труда в соответствии с процедурами международного рекрутинга. Комитет по международному рекрутингу ВШЭ размещает объявления о найме международных специалистов, и экспертные комиссии рассматривают поступившие заявки: соответствуют ли профессиональные компетенции кандидатов требованиям университета. С теми, кто прошел экспертные комиссии, работают профильные отборочные комитеты: проводят с ними интервью на конференциях за рубежом или в Москве, лучших приглашают на встречи в ВШЭ. Окончательное решение принимается по результатам финального интервью.

Теперь опыт международного рекрутинга распространен и на внутренний конкурс ППС – сначала в Москве и в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ, в перспективе и в других кампусах.  

Что изменилось?

Во-первых, информация о проведении конкурсов на замещение должностей ППС в ВШЭ стала максимально доступной не только для тех, кто работает в Вышке, но и для внешних кандидатов. Всю необходимую информацию можно найти в специальном разделе портала ВШЭ . Это создает реальную конкуренцию и не дает расслабиться тем, кто занимает должность не первый год и искренне считает, что будет занимать ее пожизненно вне зависимости от результатов работы.

Во-вторых, организаторы конкурса планируют – это новшество позаимствовано из опыта Комитета по международному рекрутингу, – не ограничиваться заочным рассмотрением документов. Предусмотрено проведение интервью, собеседований и открытых лекций, докладов на научных семинарах (на данном этапе –  только для доцентов и профессоров). Личные встречи по решению кадровой комиссии могут быть организованы с любым участником конкурсного отбора, и, возможно, частично интервью пройдет на иностранном языке.

В-третьих, все представленные научные работы будут рецензироваться анонимными экспертами (как в академических журналах). Важно, что на конкурс принимаются также неопубликованные научные работы, если кандидат считает их соответствующими высоким научным стандартам. Естественно, требуется соблюдение правил академической этики: публикации в низкокачественных псевдонаучных журналах и тем более плагиат неприемлемы, за это кандидатов будут снимать с дистанции.

Ключевую роль в оценке кандидатов будут играть не руководители подразделений и прочие начальники, а лучшие профессора по направлениям. Именно им прежде всего предстоит оценивать квалификацию каждого соискателя. 

Как подать заявку?

Для проведения конкурса в новом формате разработана онлайн-система подачи документов, которая позволит сократить документооборот и перевести его частично в электронный формат.

Кандидат на должность имеет право выбрать из списка предлагаемых вакансий две –  одну приоритетную, вторую резервную. Каждому кандидату присваивается уникальный номер – пароль для входа в личный кабинет. В личном кабинете отражаются все статусы кандидата по приоритетной и резервной вакансии, комментарии к статусам, а также контактные данные менеджера кадровой комиссии, с которым можно обсудить организационные вопросы.

Менеджеры кадровой комиссии – это сотрудники ВШЭ, которые работают с документами кандидатов, организуют их интервью, лекции, отвечают на организационные вопросы. Менеджеры взаимодействуют с другими сотрудниками  – например, с кураторами Управления персонала, отвечающими за конкретные факультеты, с председателями кадровых комиссий и ответственными секретарями факультетов.

Рекомендации кандидатам будут давать на разных уровнях: кафедры, департамента, факультета, кадровой комиссии факультета, первого проректора, кадровой комиссии ученого совета. Таким образом, соблюдается принцип коллегиальности, и финальное решение по каждому кандидату будет принимать ученый совет университета.

Каковы шансы у кандидатов, не работающих в Вышке?

«Мы действительно приглашаем коллег, работающих в других вузах и научных центрах, подавать документы, потому что заинтересованы в привлечении высококвалифицированных специалистов, – отмечает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. – Они будут проходить конкурс на тех же основаниях, что и наши сотрудники, и не только потому, что так велит закон, просто такова позиция университета. Подчеркну, однако, что требования достаточно высоки и будут далее повышаться: ворота открыты, но войти смогут только лучшие. Я хотел бы попросить всех участников обязательно прочитать наши правила и соблюдать сроки подачи документов, чтобы конкурсный отбор в новом формате прошел максимально эффективно».

Автор: Борис Старцев

Источник: www.nkj.ru