Найден очаг возрастом 300 тысяч лет

Израильские археологи утверждают, что нашли самое раннее свидетельство использования огня в повседневных целях.

В пещере Кесем, расположенной рядом с современным израильским городом Рош ха-Аин, обнаружили очаг возрастом около 300 тысяч лет. По мнению археологов, им удалось найти самое раннее свидетельство контролируемого и неоднократного использования огня для повседневных нужд. Как сообщает Phys.org, соответствующее исследование опубликовано в  Journal of Archaeological Science.

Раскопки в пещере Кессем. Общий вид. Фото с сайта www.qesemcave.wix.com.
Микроморфология образца золистых отложений в пещере Кессем. Фото с сайта www.phys.org.

Считается, что люди открыли огонь более миллиона лет назад. Но когда они смогли не только использовать его, но и контролировать? Этот вопрос до сих пор вызывает бурные дискуссии. Группа исследователей из Израиля полагает, что им удалось найти ответ в пещере Кесем.

Раскопки на стоянке в пещере Кесем ведутся с 2000 года. Экспедицию возглавляют профессора Ави Гофер (Avi Gopher) и Ран Баркай (Ran Barkai) из университета Тель-Авива. Определением и анализом материалов занимается доктор Рут Шахак-Гросс (Ruth Shahack-Gross) из Киммелевского археологического центра в Вейцмановском институте. Она обнаружила мощные отложения древесной золы в центральной части пещеры. Используя метод инфракрасной спектроскопии, исследовательница и её коллеги установили, что в золе содержались частицы костей и грунта. Эти данные подтверждают, что зола происходила из очага.

Затем Шахак-Гросс стала анализировать микроморфологию золы. Для этого она извлекла из отложений очага образец в форме куба, закрепила его и разрезала на тонкие слои — настолько тонкие, что они могли быть изучены под микроскопом. В результате археолог смогла различить множество микрослоёв в золе — свидетельство того, что очаг использовался неоднократно в течение некоторого периода времени.

Вокруг очага и внутри него археологи нашли большое число кремневых орудий, которые, по их мнению, служили для разрезания мяса. Кремневые орудия, найденные в нескольких метрах от очага, имели совсем другой край, поскольку они предназначались для других целей. Также в очаге и вокруг него найдено большое число обожженных костей животных — еще одно доказательство неоднократного использования очага. По мнению исследователей, такая организация «домашней» деятельности в разных частях пещеры указывает на определенную социальную организацию. Пещера, вероятно, была своего рода базовым лагерем для доисторических людей — они возвращались сюда снова и снова.

Источник: Phys.org, Journal of Archaeological Science