Рыбный день: уникальный паразит попался биологу в продуктовом магазине

Где обычно зоологи берут материал для исследований? В экспедициях, порой весьма далеких и опасных. Но оказывается, редкий экземпляр может оказаться на обычном магазинном прилавке, как это недавно произошло в Санкт-Петербурге.

Кандидат биологических наук,  сотрудник лаборатории паразитологии Зоологического института РАН Филипп Четвериков пошел в обычный продуктовый магазин за рыбой к ужину. У прилавка услышал разговор двух покупательниц, которые обсуждали странный язык у одной из рыб. Филипп тут же заинтересовался и  увидел своими глазами редкий случай, о котором раньше читал только в учебниках, — у рыбы вместо языка был паразитический рак.

Сибас с паразитом во рту (фото Ф. Четверикова).
Сибас, или лаврак в естественной среде обитания (aquascope.ru).
К.б.н. Филипп Четвериков на рабочем месте (фото автора).
Постер к фильму «Залив» - впечатлительные кинематографисты поместили паразитического рачка в человеческий череп (imdb.com).

«Действительно, вместо языка у рыбы был рак из семейства Cymothoidae. Эти раки проникают внутрь рыбы через жаберные щели, прикрепляются к основанию языка и высасывают из него кровь. Через некоторое время язык атрофируется, а паразит остается прикрепленным к его  культе, замещая собой язык. Рыба двигает культей и паразитом, как будто это ее нормальный язык. Когда я вкратце рассказал об этом, покупательницы в ужасе убежали, а продавщица нахмурилась», — рассказал ученый о своей неожиданной находке. После такой «лекции» других претендентов на рыбу не оказалось, так что Филипп с большим удовольствием приобрел рыбу, но уже не для кулинарных целей.  Стоит отметить, что это единственный случай, когда паразит полностью замещает собой орган хозяина. Рыба при этом не погибает, а продолжает вести такой же образ жизни, как и прежде. Сам рачок питается слизью из ротовой площади хозяина.

Чтобы не пугать читателей, сразу скажем, что паразитические раки для человека опасности не представляют. Максимум, чем он может навредить,  — это неприятно ущипнуть при попытке отделить еще живой экземпляр от рыбы-хозяина.  По российским ветеринарным и санитарным нормам наличие ракообразных на рыбной продукции не нормируется, так как  не причиняет вреда здоровью и жизни человека. Хотя при обнаружении даже безвредных паразитов их все-таки следует удалять.

Первое, что делает биолог, когда к нему в руки попадает необычный организм, это определяет его видовую принадлежность и откуда он родом. В магазине рыба значилась как треска, хотя на треску вовсе не была похожа. Для точного определения пришлось обратиться к сотрудникам Лаборатории ихтиологии Зоологического института. Выяснилось, что это обыкновенный лаврак (Dicentrarchus labrax), в широких кругах известный как сибас (от англ. «sea» — море и «bass» — окунь), более ценная, чем треска промысловая рыба, так что в магазине спутали их, скорее, по ошибке. Распространен лаврак в Атлантическом океане от Норвегии до Марокко и Сенегала, встречается в Средиземном и Чёрном морях. Держится у берегов, питается ракообразными и моллюсками, реже рыбой.

Теперь пришла пора выяснить, откуда она родом. В магазине эту информацию получить не удалось, и тут в дело вмешался автор этих строк. Работа научного журналиста обычно сводится к чтению и пересказу научных статей и бесед с учеными, но иногда предоставляется возможность провести настоящее расследование,  причем с сугубо научными целями. В результате удалось связаться с компанией-поставщиком, сотрудник которой рассказал, что рыба была выловлена в Эгейском море, в районе Бодрума (Турция). И как оказалось, для промысловиков это далеко не первый случай, бывают партии до 30% зараженные ракообразными паразитами. Но, так как на прилавках такие экземпляры все-таки редкость (хоть и не опасно, но выглядит и правда не слишком аппетитно), от большинства паразитов избавляются в процессе обработки.

Что касается самого рака, то известно несколько видов, которые вот так имитируют рыбий язык. Первый — Cymothoa exigua, также известный как «мокрица, пожирающая язык». Согласно научным данным, он паразитирует на рыбах рода Луциан, в частности, на розовом луциане. Это промысловая рыба, водится у побережья Калифорнии. Паразит обрел популярность — в прошлом году стал героем фильма ужасов «Залив». По сюжету,  рачки мутировали и стали охотиться на отдыхающих людей.

Другой рак с точно таким же образом жизни  - Ceratothoa oesteroides. Он также предпочитает окунеобразных рыб, но уживается не только у одного вида, а у нескольких. Помимо сибаса, паразитирует на некоторых других видах рыб из отряда Окунеобразных — луфаре, дораде и др. Судя по всему,  в найденной на магазинном прилавке рыбе именно он. Чтобы определить точно, придется отделить паразита от рыбы, но хозяин находки еще не определился с дальнейшей судьбой рыбы. Поскольку Филипп еще и преподает на кафедре зоологии беспозвоночных, он склоняется к тому, чтобы сделать из рыбы демонстрационный препарат для студентов университета.

«Прежде чем самостоятельно засолить сырую рыбу или рыбью икру, необходимо ее тщательно осмотреть, особенно это касается рыбы, выловленной в море, а не садкового разведения, -  в ней могут быть паразитические черви, уже не такие безобидные, как рачки. Ну, а если вам попадется какой-нибудь необыкновенный паразит, несите его в университет к нам на кафедру или в Зоологический институт, будем изучать», — советует читателям паразитолог.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее