Прошлое и будущее московского метрополитена

Линии московского метрополитена  – «кровеносная система» столицы, и недавние «технические заминки» прекрасно это продемонстрировали. В рабочие дни метро пользуются более 9 миллионов пассажиров ежедневно, что делает его самым загруженным в мире.

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года – появилась первая линия от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская». Уже тогда суточная проходимость достигала 177 тысяч пассажиров.

Андрей Юрьевич Бочкарев, руководитель Департамента строительства города Москвы .
Первая линия Московского метрополитена (1935 год)..
Перспективная схема Московского метро (http://www.mos.ru/about/subway/)).

Менее чем за год четырехсоставные поезда были заменены на шестисоставные, а ежедневная проходимость увеличилась до 400 тысяч человек, и, таким образом, по загруженности московское метро обогнало парижское, занимавшее лидирующие позиции. В 1938 году поезда ходили уже не по одной, а по двум линиям: Арбатско-Покровской и Кировско-Фрунзенской.

Кольцевая линия строилась в три этапа: первый участок от станции «Курская» до станции «Парк культуры» стал функционировать в 1950 году, второй участок от станции «Курская» до станции «Белорусская» был открыт ровно через два года, и уже 14 марта 1954 года «Большое кольцо» замкнулось последним участком от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры».

В последующие годы метрополитен активно расширялся в разных направлениях. К 1972 году уже было построено 7 линий: Кирово-Фрунзенская, Арбатско-Покровская, Горьковско-Замоскворецкая, Кольцевая, Калужско-Рижская, Филевская и Ждановско-Краснопресненская. В этом же году впервые в мире был введен график движения 45 пар поездов в час на Горьковско-Замоскворецкой линии. В конце 1979 года начала свою работу Калининская линия, в 1983 году – Серпуховская, в 1995 году – был запущен первый участок Люблинской линии, в этом же году участок от станции «Каширская» до станции «Каховская» стал эксплуатироваться как самостоятельная Каховская линия. Наконец, в 2003 году открылась первая линия легкого метро.

Сегодня московский метрополитен принимает самый плотный поток пассажиров в мире и быстрее всех справляется с этой работой. Он включает 12 линий общей протяженностью 312,9 километров со 188 станциями. Доля метро среди предприятий городского транспорта составляет 56%: ежедневно по линиям проходит более 10 тысяч поездов с минимальным интервалом в 90 секунд. В среднем суточная проходимость одной станции превышает 50 тысяч пассажиров, для наиболее загруженных станций это число увеличивается до 100-150 тысяч человек.

Согласно оценке численности постоянного населения на 1 января 2013 года в Москве легально проживают 11 979 529 граждан, а темпы строительства ставят столицу в ряд с мировыми лидерами. Активно ведутся работы по обеспечению комфортных условий для перемещения по городу: в строительстве новых линий и станций московского метрополитена задействовано около 34 тысяч человек.

О планах касательно расширения московского метрополитена рассказал руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Юрьевич Бочкарев.

Всего за 2013 год планируется проложить более 40 290 метров метротоннелей. К концу года в эксплуатацию будет введено 6 станций метрополитена: станции «Деловой центр» и «Парк победы» на Калининско-Солнцевской линии, станции «Лесопарковая» и «Битцевский парк» на Бутовской линии, станции «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» на Таганско-Краснопресненской линии.

К 2015 году в эксплуатацию будет введен участок протяженностью 7,2 км от станции «Парк победы» до станции «Раменки», к 2017 году линию продлят до станции «Рассказовка» («Ново-Переделкино»), соединив таким образом 7 станций – «Мичуринский проспект», «Озерная», «Терешково», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Шохоловская» и «Рассказовка».

  Также к 2014 году планируется начать строительство всех участков Третьего пересадочного контура -  «Второй кольцевой линии метро». По расчетам станциями «Большого кольца» будут пользоваться около одного миллиона пассажиров в день, что существенно разгрузит основные пересадочные пункты. Построить «Второе кольцо» планируется в 4 этапа. К 2015 году будет закончено строительство северо-западного участка, соединяющего станции «Нижняя Масловка» - «Хорошевская» - «Деловой центр». В 2016 году ТПК соединит Люблинско-Дмитровскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии от станции «Нижняя Масловка» до станции «Авиамоторная», будет также построен участок от станции «Хорошевская» до станции «Кунцевская». В 2017 году откроется восточная часть ТПК до станции «Каширская», и уже в 2018 году откроются участки на востоке, юге и юго-востоке столицы.  

«2013 год будет годом, когда мы при строительстве новых линий метрополитена постараемся, если у нас получится, превысить рекордные показатели строительства лучших лет Советского Союза. И эти темпы будут наращиваться», - отмечает Андрей Юрьевич Бочкарев.

Автор: Кристина Астахова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее