«Научный понедельник»: Какого пола мой мозг?

В чем отличия мужского и женского мозга? Попытка разобраться в этом вопросе предпринята в документальном фильме  французского режиссера Лор Дэлесаль «Какого пола мой мозг?», просмотр которого состоялся 17 июня в Большом зале пресс-центра РИА Новости в рамках проекта «Научный понедельник».

Бытует два подхода к проблеме мужского и женского мозга: первый, что эти различия заложены изначально, то есть на генном и гормональном уровнях, и второй, что это результат культурного воздействия общества. Насколько эти подходы соответствуют научным фактам, и решили проследить создатели фильма.

Модератор дискуссии Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь», член Экспертного совета Политехнического музея.
Сергей Мац, старший преподаватель кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Светлана Боринская, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН .
Наталия Ахмина, профессор кафедры неонатологии Российской медицинской академии последипломного образования, аллерголог, клинический генетик.
Алексей Окулов, заведующий отделом детской хирургии Российской медицинской академии последипломного образования.
Участники дискуссии.

С точки зрения генетики то, что отличает мужской организм от женского, – наличие хромосомной пары XY у одного и XX у другого. Уже на седьмой неделе беременности расположенный на Y-хромосоме ген SRY активирует биологические процессы, запускающие развитие организма по мужскому типу. Вопреки заблуждению, хромосомы Х и Y не влияют на образ мышления.

Существует версия, что мужское и женское поведение определяется разницей гормонального фона. Эксперименты показали, что поведение, например, перепелок, зависит от наличия тестостерона в мозге самца и в мозге самки, но так ли это в отношении человека? Может наш мозг «феминизируется» или «маскулинизируется» в результате воздействия гормонов на организм? За сексуальное поведение у животных отвечает эстрадиол – разновидность эстрогена, и тестостерон, превращаясь в него, обуславливает сексуальное влечение. А это значит, гормональное влияние на нас намного разнообразней, чем просто деление на гормоны женские и мужские.

Предполагают также, что различия в мышлении обусловлены непосредственным строением самого мозга у обоих полов. Например, для ориентации в пространстве женщины запоминают последовательность определенных указателей, в то время как мужчинам легче опираться на карту, что буквально означает, что они используют разные участки мозга для одних и тех же целей. Женщины применяют «пространственные стратегии», формирующиеся в гиппокампе, которые отвечают за определение в пространстве опорных точек. Именно поэтому в среднем этот отдел мозга у женщин больше, чем у мужчин. С другой стороны, таксисты обладают выдающимся гиппокампом, а, по статистике, среди женщин профессия эта не особо популярна. При этом каждый индивид обладает уникальным по виду мозгом, и никаких половых различий в нем не обнаруживается.

Так значит, причина в другом, предполагают авторы фильма. Исторически женщина была хранительницей домашнего очага, а мужчина - добытчиком. Естественно, это разделение предопределялось физическими особенностями, что впоследствии отразилось и на культурном видении мира и распределении ролей. Однако, нам до конца не известно, как именно жили люди в доисторическую эпоху. Сегодня осталось немного племен, традиции и обычаи которых не менялись на протяжении нескольких тысячелетий. Одно из таких племен – «люди Зое», обитающие в лесах Амазонки. Их будничные обязанности четко разделены между мужской и женской частью племени: первые охотятся, вторые следят за хозяйством. И все же, это не отрицает историй о храбрых воительницах-амазонках.

В современном мире половые различия в поведении начинают формироваться очень рано: мальчики играют с машинками, девочки  – с куклами. Но обусловлено ли это биологически, или все же социум навязывает малышам поведенческие стереотипы? Интересно, что если провести эксперимент с обезьянками и раздать им два типа игрушек – одни плюшевые, другие с колесиками, плюшевые будут пользоваться успехом у самок, а колесики привлекут самцов.

Человек – существо социальное, и мозг его действует согласно заложенным общественным рамкам. На этом и базируется главная идея фильма: все мы уникальны, и пол обусловлен не столько природой, сколько культурной средой, в которой мы живем.

Своими комментариями по поводу увиденного поделились эксперты из различных областей науки: генетики Светлана Боринская и Наталия Ахмина, психофизолог Сергей Мац, хирург Алексей Окулов.

Согласно положениям формальной генетики существует два обычных пола – ХХ и XY, и множество дополнительных – XXX, ХХY и др. С генетической точки зрения мозг имеет тот же пол, что и все остальные органы тела. Однако работают разные гены в разных клетках по-разному, особенно это касается мозга. Как именно будут взаимодействовать между собой гены, детерминировано и наследственностью, и состоянием нервной системы родителя во время беременности, и тем, как человек реагирует на жизненные события, то есть факторы окружающей среды.

Стресс в раннем возрасте программирует работу генов на всю жизнь. Например, в действительности неважно, на генном уровне происходит мутация или изменения возникают вследствие воздействия факторов окружающей среды, так как второе может привести к первому – это явление носит название фенокопии, когда в фенотипе, то есть во внешних признаках проявляется то, что бывает результатом мутаций. А это означает, что слабости нашего генома иногда могут быть компенсированы факторами окружающей среды, и наоборот. При этом гормоны также оказывают сильное влияние на работу генов, считает ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН Светлана Боринская.

В первые четыре года жизни состояние центральной нервной системы в основном определяется экологией развития малыша, то есть материнским участием, в то время как интеллектуальная база человека формируется до двенадцати лет, и его самоидентификация во многом закладывается именно в этот период; свобода действий и возможности выбора определяют будущие психические качества ребенка, пояснила профессор кафедры неонатологии Российской медицинской академии последипломного образования Наталия Ахмина. Для правильного и долгого функционирования мозгу нужно постоянно работать, ведь определенные его участки "включаются" и "выключаются" в зависимости от ширины поля наших действий, отсюда и вытекает то, каким образом мы ориентируемся в окружающем мире, как мы его воспринимаем.

Известно явление ложного мужского гермафродитизма или тестикулярная феминизация, когда рецепторный аппарат не является восприимчивым к мужским гормонам при наличии хромосомной пары XY, а чувствителен только к эстрогенам, то есть рождается девочка с мужской половой системой внутри.
Такие ошибки природы желательно исправлять как можно раньше, полагает заведующий отделом детской хирургии Российской медицинской академии последипломного образования Алексей Окулов, тем более что хирургия позволяет сегодня делать это вполне успешно (30 000 таких операций проведено за последние 30 лет), ведь психология ребенка, его мироощущение - психический пол закладывается в коре мозга и  формируется уже к двум годам. Но одно дело – патология развития, совсем другое – «косметическая игра». Статистика показывает, что в США 60 000 людей в год задают себе вопрос о своей половой принадлежности, из них около 9 000 больны трансексуализмом – конфликтом между формой и содержанием.

Для психиатрии генетический пол индивида не несет абсолютно никакого значения, подчеркнул старший преподаватель кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета Сергей Мац. Психика человека – это своеобразная человеческая «надстройка», вопреки принятому мнению никак не связанная с биологической составляющей. Несмотря на количество операций связанных с трансексуальными заболеваниями, специалисты утверждают, что гипотетически 100% случаев поддается психотерапии, потому что явления полового дискомфорта, как такового, не существует, а обуславливается оно очень просто – недовольством своим телом, когда человек, рассчитывая понравится остальным, пытается крайним методом разрешить эту проблему. Ведь «я хочу сделать татуировку» или «я хочу стать мужчиной/женщиной» - это однополярные желания, разные только в своих масштабах.

Общество эволюционирует, меняются взгляды на роли мужчины и женщины, на их функции. Какое будущее ждет человечество? Имеет ли смысл делать различия между двумя полами, и если каждый из нас,  вне зависимости от внешнего содержания – личность, то как поступать с репродуктивным вопросом? Ведь, несмотря, на незначительный процент патологий, наш пол – это тот краевой признак, который никаким образом нельзя отнять. Однако инстинкты человека ослабляются, и это общеизвестный факт, а общество – некоторые продвинутые страны, перестает навязывать строгие модели поведения.

На вопрос о нашем возможном будущем, если социум вследствие экономического и технического развития вытеснит принятое разделение ролей на мужскую и женскую, то есть, половое различие между людьми, ответил Сергей Мац:

«Эволюционный тренд предполагает, что количество ярких, краевых форм становится больше, а ядерных меньше, соответственно, количество разных вариантов будет больше – вариантов взаимодействия, поведения, переживания. Это наша адаптация. Физиологически от этого изменится мало что, но поведение будет становится все более разным. И ядро от сексуального поведения будет отказываться. Зачем? Риски большие. Оно уже отказывается».

Сложно сказать, стоит ли человечество на пороге кризиса, и по какому пути пойдет цивилизационное развитие. Медицина не стоит на месте, общественная мысль движется вперед, но как найти свое место в этом мире? Наверное, это вопрос выбора каждого.

Фото автора.