Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Праздник, который приблизил Арктику к народу

Первый День полярника торжественно отметили в НИИ Арктики и Антарктики, старейшем  научно-исследовательском  учреждении  России, проводящем комплексное изучение полярных регионов Земли.

Дата 21 мая выбрана для профессионального праздника полярников не случайно. В этот день в 1937 году в районе географического Северного полюса приземлились 4 самолета Высокоширотной воздушной экспедиции под управлением Отто Юльевича Шмидта. Они  доставили экипаж первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» , в составе которой были руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Федоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.

Первые полярники были настоящими народными героями. Экипаж дрейфующей станции «Северный полюс-1» в 1938 году в Ленинграде встречали так же, как в 1961 году Москва приветствовала Юрия Гагарина. И сейчас, при всей современной технике, материалах, средствах связи полярные экспедиции - дело для сильных духом и телом мужчин (женщины в высоких широтах большая редкость). «Мы жили в обычных палатках, спали в хороших по тем временам спальниках, лебедку, на которой опускалось оборудование для глубоководных исследований, а это несколько сотен метров, вытаскивали вручную»,  - рассказал океанолог Залман Маркович Гудкович, единственный доживший до наших дней член личного состава дрейфующей станции «Северный полюс-2», которая работала в 1950-1951 годах.

Но если Антарктида исправно рапортует о новых успехах станции «Восток»  и не пугает экологическими катастрофами, то Арктика после десятилетий присутствия человека оказалась на грани экологической катастрофы. О перспективах  и проблемах с очисткой арктических территорий рассказал Юрий Федорович Сычев, исполнительный директор Полярного фонда.

– Во-первых, нужны огромные деньги. Ведь там нет ничего, полярную авиацию и ту ликвидировали в 90-е годы, а сутки работы ледокола – это 2 миллиона 100 тысяч рублей.

Так что главных проблем две – логистика и очень короткий сезон, в который можно что-то построить. А строить  нужно все – дороги, причальные стенки, дома, транспорт. Должна быть предусмотрена возможность эвакуации людей в случае необходимости, в общем, задач море, расстояния огромные, а условия крайне тяжелые.

Основная беда Арктики – 200-литровые бочки из под топлива. Но далеко не все они пустые: часть заполнена отработанным машинным маслом, где-то на дне остался  бензин и другие горюче-смазочные материалы. Очистка потихоньку начата, уже полностью очищена Земля Александры в составе архипелага Земля Франца-Иосифа, где находится самая северная погранзастава Российской Федерации «Нагурское». Бочки сперва должны быть опустошены. То, что в них содержится, сортируют – отдельно бензин, отдельно масла. А то, что остается на стенках старых бочек – выжигают. Сами бочки прессуют и потихоньку вывозят для утилизации. Отработанные горюче-смазочные материалы пока что ждут своего часа. Со временем они будут отгружены в танкер и вывезены на материк, где попадут на нефтеперерабатывающие заводы.  

Но это только верхушка айсберга. В 70-80 годах прошлого века  в трансформаторах и конденсаторах  стали использовать как диэлектрические жидкости полихлорированные дифенилы (ПХБ). Но впоследствии оказалось, что  эти органические соединения губительны для животных, поскольку обладают мутагенными свойствами и подавляют иммунитет. Для утилизации таких веществ требуются сложные и дорогостоящие технологии. Их нельзя просто сжечь: в результате получатся диоксины, которые входили в состав Agent Orange – химического оружия, применявшегося американцами во время вьетнамской войны. Чтобы справиться с этой напастью, необходимо на месте построить перерабатывающий завод, а это упирается в логистику и короткий сезон – 4 месяца.

Проблема утилизации ПХБ есть не только в России, но и за рубежом. Даже не в арктических условиях это тоже стоит огромных денег. Можно было бы использовать органические способы борьбы с загрязнениями нефтепродуктами – с помощью бактерий, но подводит температура: бактерии замерзают раньше, чем успевают что-то утилизировать.  Пока помогает сорбент на основе мха, обладающий гидрофобными и лиофильными свойствами. Один килограмм такого сорбента поглощает 8 кг нефти. С небольшими нефтяными загрязнениями природа справляется сама. Но как бы ни происходила борьба с нефтяными загрязнениями, необходимы постоянный мониторинг  и контроль.

Основную организационную нагрузку по очистке территорий Земли Франца-Иосифа несет на себе пока что Полярный фонд под председательством  представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, Героя Советского Союза Артура Николаевича Чилингарова. Фонд был создан, чтобы аккумулировать средства из разных источников. Сейчас большою поддержку проекту оказывает Министерство природных ресурсов и экологии.

Во время заседания в ААНИИ провели 3 сеанса связи  – с атомным ледоколом «Ямал», который сейчас находится в Карском море, дрейфующей станцией «Северный полюс-40» и станцией Новолазаревская в Антарктиде. «Ямал» ведет ледово-инженерные работы для будущих проектов «Роснефти», «СП-40» борется с раскалывающимися льдинами и ждет ледокол, а Новолазаревская использует последние теплые дни (-23 по Цельсию) для разгрузки топлива. Вот такие они, будни полярников даже в праздник.

Среди полярников – люди самых разных специальностей:  геологи, гидрографы, океанологи, военные, строители, гляциологи и многие, многие другие. Общее число наших граждан, которые могут причислить себя к гордому племени полярников, достигает 2 миллионов человек. Полярники говорят, что раз побывав в высоких широтах,  непременно хочется вернуться, потому что это – как на другой планете, которую ни с чем не сравнить. Теперь у них есть не только их любимое дело, но и настоящий праздник, который, как сказал Залман Маркович Гудкович, приблизил Арктику к народу.

Автор: Юлия Смирнова

Источник: www.nkj.ru