Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Трава у дома, или что мы не знаем о растениях?

Россия в этом году присоединилась к проведению международного Дня растений, который пройдет 18 мая.

Переоценить роль растений в нашей жизни невозможно. Они обеспечивают нас кислородом, пищей, топливом, строительными материалами, лекарствами, бумагой, одеждой , влияют на климат, да и просто доставляют нам эстетическое удовольствие. Но что на самом деле мы знаем о жизни растений, о том, как и где они растут, что им угрожает, а что наоборот, способствует росту? Для ответов на эти и многие другие вопросы и организованы мероприятия в рамках Дня растений..

Эмблема Дня растений.
Ветреница дубравная (фото Григория Пожванова).
Ландыш (фото Григория Пожванова).

Организатором выступила Европейская организация биологии растений (EPSO). Узнав от украинских коллег о прошлогодних акциях, кандидат биологических наук Григорий Пожванов, сотрудник кафедры физиологии  и биохимии растений СПбГУ, решил присоединиться к этому движению и организовать День растений в России, чтобы привлечь внимание людей к замечательному миру флоры, научить любить ее, видеть красоту, охранять и использовать как можно более рационально.

В прошлом году в акции приняли участие 580 организаций из 39 стран. В этом году число стран-участников превысило 50. В нашей стране День растений пройдет при поддержке и участии Санкт-Петербургского государственного университета, Института физиологии растений РАН, Ботанического института РАН, Томского государственного университета, Общества физиологов растений России, Приволжского федерального университета, Казанского отделения ОФР, Казанского института биохимии и биофизики КазНЦ РАН, РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, Эколого-биологического центра «Крестовский остров» (Санкт-Петербург), Дома детского творчества Петродворцового р-на Санкт-Петербурга, школ 412, 415, 416, 579 Санкт-Петербурга, и этот список далеко не полный.

Все мероприятия рассчитаны на самую широкую аудиторию и, прежде всего, на школьников, которые узнают много нового о биологии дикорастущих растений, о том, как устроены верховые болота или такой привычный пригородный лес , и к тому же научатся правильно ухаживать за домашними растениями. Например, кафедра геоботаники СПбГУ проведёт День растений 18 мая в городском парке Сосновка, где будут организованы экскурсии по парку и интеллектуальные соревнования по знанию местной флоры, причем, повторимся, не для ботаников, а для тех, кто еще только начинает проявлять интерес к миру трав. В новосибирском Академгородке в этот день пройдет массовая посадка деревьев, а москвичи смогут побывать на кафедре генетики и биотехнологии и в центре молекулярной биотехнологии Российского государственного аграрного университета. Подробную информацию о мероприятиях и карту событий можно найти на сайте проекта.

Как рассказал Григорий Пожванов, основная идея, которую ему хочется донести до общественности – это то, что растения очень уязвимы и так же,  как и животные, нуждаются в охране. К примеру, сейчас в лесах распускаются первоцветы. У многих людей возникает желание принести домой первый весенний букетик, но эти растения настолько нежные, что в сорванном виде сохраняются совсем недолго. Поэтому, чтобы насладиться красотой первых весенних цветов, лучше сделать фотографию на память, ведь она сохранится на долгие годы. Кстати, 16 мая в Юнтоловском заказнике в Санкт-Петербурге пройдет мастер-класс по фотографированию цветов.

Рассказывая о Дне растений, Григорий Пожванов ответил на несколько вопросов:

- Откуда исходит наибольшая угроза растениям в нашей стране?

- По типу растительности у нас страна очень разнообразная. В Арктике большой урон растительности наносят разработки месторождений полезных ископаемых. В тайге это вырубки и лесные пожары, вызванные прежде всего, антропогенным фактором. Реальный масштаб лесных пожаров сложно оценить, но он много больше того, что показывают по телевизору, а ведь лес после пожара восстанавливается не одно столетие, а значит, нарушается вся сложившаяся экосистема. И самое эффективное средство против этого те самые плакаты «Берегите лес от пожаров!» и просветительская работа среди местных жителей и тех, кто выезжает в лес на отдых.

- Какие прорывные технологии с использованием растений могут появиться в обозримом будущем и изменить нашу жизнь?

- Приведу один пример. Недавно был полностью отсеквенирован геном  черного тополя, Populus trichocarpa.  Во всем мире древесина тополя – основное сырье для производства бумаги. При производстве возникает проблема очистки сырья от лигнина – одного из компонентов клеточной стенки. На трансгенных растениях было показано, что подавление активности гена, отвечающего за выработку лигнина, почти не сказывается на механических свойствах древесины, а потому есть смысл для нужд целлюлозно-бумажной промышленности выращивать такие тополя, что существенно удешевит  и упростит производство бумаги. Экспериментальные трансгенные тополя уже выращиваются в ряде европейских стран.

Источник: www.nkj.ru