Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Изобретатель с 500-летним прицелом

Леонардо да Винчи известен как выдающийся художник, создатель ряда новых принципов в живописи. А еще – как ученый, естествоиспытатель, механик, изобретатель.

Словосочетание «человек эпохи Возрождения» недаром у многих ассоциируется прежде всего с именем Леонардо. Никто из его современников, даже самых блистательных и многосторонне одаренных, не мог с ним сравниться. Простое перечисление его научно-практических интересов кажется невероятным: анатомия, ботаника, картография, геология, математика, аэронавтика, оптика, механика, астрономия, гидравлика, акустика, гражданское строительство, конструирование оружия, планирование городов…

Леонардо до Винчи появился на свет во Флорентийской республике 15 апреля 1452 года. Он родился близ местечка Винчи, поэтому и его фамилия в буквальном переводе означает «из Винчи». Леонардо был незаконнорожденным. Матерью его была крестьянка по имени Катерина, отцом – потомственный нотариус Пьеро да Винчи, который забрал Леонардо на воспитание к себе. В Италии той поры незаконнорожденные дети имели фактически такие же права, как и те, кто был рожден в браке. Всего отец Леонардо был женат четыре раза и произвел на свет 12 детей.

Поначалу будущего великого художника хотели приобщить к семейной профессии – нотариусы были очень обеспеченными людьми. Однако довольно быстро стало ясно, что толку в этой сфере от Леонардо не будет, и тогда он был отдан в обучение в мастерскую к художнику Андреа Верроккьо, который сегодня более известен как скульптор. Через какое-то время Леонардо работал уже в своей собственной мастерской. За годы жизни он успел послужить нескольким влиятельным особам, среди которых герцог Милана Лодовико Сфорца по прозвищу «Мавр» и король Франции Франциск I. В замке Клу, где когда-то провел детство король Франциск, Леонардо и встретил свой последний день. Случилось это 2 мая 1519 года.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Каким Леонардо был живописцем? Бесспорно, выдающимся и… безответственным. По крайней мере, именно безответственным он прослыл в глазах заказчиков, потому что часто не соблюдал установленных ему сроков и не доводил начатые работы до конца. А Леонардо жил своим собственным, размеренным ритмом и старался сделать картину как можно более качественной, игнорируя скорость работы.

Способности его к живописи проявились еще в раннем возрасте, в мастерской Верроккьо. В те времена было принято поручать способным ученикам писать часть картины. И на полотне «Крещение Христа» по заданию наставника Леонардо написал одного из ангелов. Соседнего ангела написал сам Верроккьо. Картина эта стала явным примером того, что ученик превзошел в мастерстве своего учителя.

Леонардо изобрел технику «сфумато», благодаря которой персонажи и пейзажи на его картинах словно окутаны легкой дымкой. Эта недосказанность, мягкость очертаний стала фирменным стилем мастера. В Средние века обнаженную натуру было писать не принято, однако именно Леонардо стал одним из тех художников, кто выписал обнаженных людей особенно тщательно. Он работал в моргах, больницах, госпиталях, наблюдал за казнями – чтобы как можно лучше познать особенности человеческого тела, научиться изображать его как можно искуснее. Кроме того, да Винчи изобрел и новый принцип изображения человека. Он строит его как бы изнутри, шаг за шагом. Не выписывает лишь складки одежды, а поэтапно создает фигуру из глубины: сначала идет скелет, потом мышцы, на мышцы «надевается» кожа, на нее – одежда.

Наукой и механикой Леонардо вплотную занялся лишь во второй половине своей жизни. К сожалению, от реальных, созданных им машин и конструкций, не осталось и следа, но многие инженерные замыслы сохранились в рисунках и чертежах. Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, изучал движение тел, трение и скольжение, сопротивление материалов, занимался гидравликой. Разрабатывая проекты каналов и ирригационных систем, он изучал условия равновесия жидкостей. Наблюдая полеты птиц, Леонардо открыл существование сопротивления среды. В 1505 году он составил «Кодекс о полетах птиц», который сегодня находится в Королевской библиотеке Турина. На 18 листах формата 21х15 см приведены описания полета птиц и технологии летательных аппаратов. В «Кодексе» впервые отмечено, что центр масс летящей птицы не совпадает с центром давления. Другие известные работы Леонардо – «Кодекс Тривульцио» (из 62 страниц сохранились лишь 55) и «Атлантический кодекс» (1119 страниц).

В одной из рукописей Леонардо (интересно, что большинство из них он сделал левой рукой и писал справа налево) обнаружен рисунок вертолета-геликоптера. Это аппарат, в котором подъемная сила частично или полностью возникает при вращении винта с вертикальной осью. Леонардо не знал о существовании реактивного момента, который неминуемо заставил бы корпус аппарата вращаться в направлении, обратном направлению вращения винта. Однако надо признать, для своей эпохи он знал очень много и значительно ее опередил – ведь вертолет, способный летать, был создан человечеством только в XX веке.

Танк, робот, прожектор, парашют, велосипед, машины для подъема и транспортирования грунтов (прообраз современных землеройных машин) – над всем этим глубоко размышлял научный гений Леонардо. Страсть к моделированию приводила его к гениальным конструктивным догадкам, намного опередившим эпоху: это можно увидеть в набросках металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих машин и даже подводной лодки!

В музеях Италии сегодня можно лицезреть действующие модели станков Леонардо, тележку, приводимую в движение пружинами, макет вертолета. А один швейцарский ученый сделал модель моста точно по чертежам да Винчи. Выяснилось: проект безупречен, его можно было осуществить даже при средневековом уровне техники…

Пример Леонардо, думается, вызывает у многих из нас противоречивые чувства. С одной стороны, восторг и уважение – перед человеком, который был в полном смысле слова талантливейшим универсалом и заложил основы многих наук и видов человеческой деятельности. С другой стороны, легкую печаль – потому что каждый из нас в глубине души понимает, что несмотря на груз современных знаний, не сможет повторить достижений Леонардо и на одну сотую.

Автор: Сергей Смирнов

Источник: www.nkj.ru

Статьи по теме