Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Все, что было не со мной – помню

Наша память – не очень надежный хранитель воспоминаний. Как утверждают психологи, люди, сами того не осознавая, склонны к искажению событий, которые пережили.

Феномен ложных воспоминаний был открыт в 70-годы прошлого столетия американской исследовательницей Элизабет Лофтус. Так как человеческая память по своей природе реконструктивна (то есть при воспоминании мозг заново конструирует события, часто пользуясь информацией, полученной уже позже), ложные воспоминания могут возникать не только при психических расстройствах, но и у здорового человека. Сам человек не может отличить ложные воспоминания от истинных, так как между ними нет физиологической и психологической разницы.

Любопытно, что тогда, в 1970-е, психологи стали разбираться с этим феноменом по просьбе правоохранительных органов. В США в то время наблюдалась повальная «эпидемия» ложных жертв сексуального насилия. Люди во время психотерапевтических сеансов вдруг начинали вспоминать о пережитом в детстве насилии со стороны кого-то из родственников. И под впечатлением этих воспоминаний люди, считавшие себя жертвами сексуального насилия, начали подавать в суд на свою родню. Поначалу суды вставали на сторону «пострадавших», но потом решили привлечь экспертов-психологов, так как подобных случаев становилось все больше. Тем более, что дело порой доходило до абсурда:  девушка во всех подробностях описывала, как ее на протяжении семи лет регулярно насиловал отец, однако медицинская экспертиза установила, что «пострадавшая» – девственница. Будучи не только психологом, но и юристом по образованию, Элизабет Лофтус занялась этим делом и показала, как можно создавать у людей ложные воспоминания.

Один из примеров – история с неприятным инцидентом в одном из американских сетевых кафе, после которого столики опустели. Чтобы вернуть посетителей,  владельцы обратились к психологам. Элизабет Лофтус и ее коллеги дали совет запустить рекламу, построенную так, чтобы сформировать у аудитории «автобиографические воспоминания». А именно, реклама рассказывала о том, как жители города всегда ходили всей семьей именно в это кафе и как при этом всем было весело и хорошо. Через некоторое время люди поверили, что «вспомнили» эти «старые добрые времена», и посетители вернулись в кафе.

Оригинальные опыты провели ученые на Психологическом факультете СПбГУ под руководством кандидата психологических наук Валерии Гершкович.

Участникам эксперимента показывали портреты известных людей – например, Мэрилин Монро, Жерара Депардье и Владимира Маяковского. Только в одних случаях предоставлялись целые фотографии, а в других те, на которых изображена лишь половина лица знаменитости.  Через неделю нужно было сказать: видели они целую фотографию или лишь половину от нее. Лишь чуть более 21% испытуемых смогли правильно вспомнить, что неделю назад им показывали половину, а  не целую фотографию. «Участники исследования испытывали трудности при необходимости воспоминания той части информации, которая на этапе ее предъявления была сгенерирована до целостного образа, – объяснила этот эффект  участник проекта Полина Ямщинина. – Это связано с эффектом генерации (эффект, при котором люди лучше вспоминают ту информацию, которую сами придумали). Человек попросту достраивает части образа до целого уже на этапе обработки информации. Поэтому испытуемые зачастую не могли идентифицировать, какие именно части объекта были им ранее предъявлены».

В результате, когда испытуемым показывали целую фотографию,  у них создавалось ложное воспоминание о том, что именно этот объект они уже видели. Хотя неделю назад видели они лишь половину изображения.


Автор: Юлия Смирнова

Источник: по материалам пресс-службы СПбГУ