Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Microsoft Windows и Office: что новенького?

На конференции TechEd Russia 2012 фирма Microsoft представила новую операционную систему Windows 8 и офисный пакет Office 2013. Некоторые из нововведений можно смело назвать революционными, но сделают ли они систему более удобной для пользователя?

27–28 ноября в московском выставочном центре «Крокус Экспо» состоялась очередная конференция TechEd Russia 2012, организованная компанией Microsoft. В роскошном «Крокус Сити Холле» собралось более 2000 участников, в основном – представители сферы бизнеса. Объем информации, предоставленной участникам конференции, впечатляет – помимо выставочной экспозиции и пленарной сессии, конференция включала 150 докладов по 14 тематическим направлениям, в числе которых такие новинки, как Windows 8, Office 2013, Windows Server 2012, облачные вычисления на базе платформы Windows Azure и т.д.

С некоторыми из этих новинок, возможно, предстоит столкнуться в самом ближайшем будущем каждому из нас – ведь все мы пользуемся домашним или офисным компьютером либо планшетом или смартфоном.

Windows 8

Новая версия популярной ОС в очередной раз удивила существенным изменением интерфейса. Не успели еще пользователи Windows XP привыкнуть к новшествам в Windows Vista и Windows 7, которые, в общем-то, не сильно отличались от XP, как разработчики Windows 8 предложили им принципиально иную концепцию построения интерфейса.

При первом взгляде (да и при последующих тоже) на новое стартовое меню трудно отделаться от мысли, что новая версия ОС создана специально под планшетные компьютеры или смартфоны с сенсорным экраном. Стартовое меню, в которое вы попадаете сразу же после включения компьютера, теперь выглядит как подборка огромных разнокалиберных кнопок, совершенно непривычных для большинства пользователей. Такие кнопки, в середине которых находится сравнительно небольшая картинка-иконка или надпись, можно увидеть на сравнительно небольших экранах современных смартфонов – в них легко попасть пальцем. А вот на широкоформатном дисплее с диагональю около 30 дюймов подобные кнопки смотрятся слишком упрощенно. Даже возможность превращения кнопок в «виджеты» (миниатюрные окошки работающих приложений) после запуска с их помощью некоторых приложений (например, программы для просмотра фотографий) не спасает ситуацию.

Кроме того – вспомните: если у вас на компьютере установлено достаточно много разных программ, то «традиционное» меню «Пуск» в Windows XP перестает умещаться на экране по его высоте и приходится прокручивать его при помощи появляющихся вверху/внизу стрелок. То же самое может происходить и с новым стартовом меню в Windows 8: по мере добавления новых приложений их кнопки размещаются справа от уже имеющихся, а затем – просто выходят за правый край экрана, причем из-за больших размеров кнопок происходит это достаточно быстро. В результате, чтобы добраться до нужного приложения, вам придется прокручивать влево-вправо всю эту полосу кнопок. И если на планшете сделать это с помощью пальцев в общем-то несложно, то выполнение такой прокрутки на настольном ПК с помощью мыши представляет определенные трудности.

При этом «подливает масла в огонь» также и еще одна, изначально достаточно удобная новая функция Windows 8. Если вы запускаете какое-то приложение и выбираете и настраиваете в нем некоторый обособленный блок данных (скажем, информацию о человеке из адресной книги или выбираете в специальной программе маршрут и дату авиарейса), то его можно тоже поместить на стартовый экран в качестве отдельной кнопки-виджета. Это, конечно, достаточно удобно: можно в любой момент выбрать этого человека и тут же получить список всех возможных операций («позвонить», «написать» и т.д.) или просто посмотреть на виджете оптимальную цену на авиабилет. Однако такие виджеты еще больше увеличивают размеры меню – ширина полосы кнопок будет расти и за счет новых программ, и за счет добавляемых вами виджетов данных. Конечно, можно этого и не делать, но тогда вы теряете преимущество новой ОС.

Рабочий стол в Windows 8 – это теперь не некая «базовая» рабочая среда, как в прежних версиях ОС, а, по сути, одно из приложений, запускаемых из стартового меню соответствующей кнопкой. Правда, в целом внешний вид этого рабочего стола подобен прежнему, – кроме кнопки «Пуск», которую все мы привыкли всегда видеть внизу слева. Теперь там нет вообще ничего. И если не знать заранее, то догадаться, что попасть в кнопочное меню «Пуск» из рабочего стола можно, загнав курсор мыши за край экрана в нижнем левом углу (тогда там всплывает миниатюрное изображение экрана с кнопками) крайне сложно. То же самое относится и к меню возможных действий, выполняемых пользователем (аналог панели «Задачи для файлов и папок», отображаемой в левой части окна папки), которое спрятано за правым краем экрана.

Конечно, это впечатление поверхностное. Возможно, новые функции, добавленные в Windows 8, и её необычный интерфейс действительно окажутся удобными – особенно для планшетных ПК, которых с каждым днем становится всё больше. Но к этому интерфейсу придется привыкать и переучиваться с ним работать. Особенно большие проблемы ждут теперь авторов учебников и учебных пособий по информатике: им в очередной раз придется переписывать эти книги, и на этот раз – гораздо более капитально.

Office 2013

Новая версия популярного офисного пакета для ОС Windows 7 и 8, которая пока существует в виде бета-версии, но уже с 1 декабря этого года будет доступна для корпоративных заказчиков, откровенно порадовала. В интерфейсе Office 2013 не появилось значительных отличий от прежних Office 2007 и 2010: всё те же вкладки – ленты с кнопками, панелями образцов оформления и прочими ставшими уже привычными элементами диалога. Но сами приложения получили немало новых возможностей.

Текстовый редактор Word и раньше имел достаточно богатые возможности редактирования и форматирования документов. В его новой версии разработчики обратили внимание на удобство просмотра. Теперь во время просмотра документа текст автоматически преобразуется в колонки, а щелчок мышью на иллюстрации или вставленном видео-объекте автоматически увеличивает его размеры почти во весь экран, а повторный щелчок снова возвращает прежний размер. А если вы прервали чтение, Word автоматически создаст и сохранит в документе закладку, чтобы вы могли продолжить чтение позже – даже на другом компьютере.

Другое новшество коснулось режима рецензирования, который упрощает совместную работу с документом. Например, стало гораздо удобнее размещать на полях комментарии (примечания), теперь их можно дополнять ответами, которые сопровождаются «аватарками» или фотографиями пользователей и размещаются с соответствующими отступами слева (как в интернет-форумах). Если же вы работаете в среде облачного хранилища SharePoint или SkyDrive, то с документом могут в реальном времени одновременно работать сразу несколько человек, внося свои изменения и сразу же видя поправки, внесенные другими. Если у кого-то нет редактора Word, то можно переслать им ссылку на документ для просмотра в браузере. К тому же в Office 2013 встроен сервис видеоконференций (аналогичный Skype), поэтому можно одновременно с правками документа обсуждать его с коллегами.

И наконец, некоторые полезные добавления появились в форматировании текста. Теперь при перетаскивании по странице, например, иллюстрации выполняется её автоматическое выравнивание по краям страницы или по соседним объектам и краям текста, а на экране появляются временные линейки, по которым привязывается картинка. При этом текст тоже автоматически перестраивается под новое положение иллюстрации, так что вы в любой момент можете видеть, что получится в итоге – макетирование выполняется динамически. И, кстати, новый Word может обрабатывать PDF-файлы без их предварительного распознавания или копирования текста из других приложений: Word просто открывает PDF-файл на редактирование, выполняя это распознавание самостоятельно.

В электронных таблицах Excel тоже появились очень серьезные и полезные изменения. Например, всем известная раньше функция автозаполнения, которая умела только копировать значение ячейки, увеличивать числовые значения с заданным шагом (по двум первым значениям) или заполнять ячейки диапазона значениями по заданному списку (например, названиями дней недели), стала интеллектуальной. Теперь она умеет автоматически извлекать из других диапазонов фрагменты информации и грамотно объединять их друг с другом и с дополнительно заданными словами, причем отслеживая правильные окончания слов. Например, представьте себе, что у вас есть база данных автопредприятия в виде таблицы с графами «Фамилия, имя, отчество», «Марка автомобиля» и т.д. А вы хотите сформировать в ней новый столбец вида «Иванов – водитель Ситроена». Тогда достаточно будет начать вручную заполнять этот столбец, введя строку в первой ячейке (для данных из первой строки таблицы) и начав заполнение второй ячейки (для данных из второй строки), - и Excel сразу же предложит вам уже заполненный весь нужный столбец – останется только щелчком мыши подтвердить это.

Появились и новые удобные средства для работы с табличными данными. Если выделить уже имеющуюся таблицу или её фрагмент, то сбоку появляется маленькая кнопочка («смарт-тег»). Щелкнув на ней мышью, можно раскрыть панель, которая представляет собой, по сути, уменьшенную ленту с вкладками, выбирая которые, можно раскрывать ленты с кнопками визуального анализа данных, построения диаграмм, создания сводных таблиц или добавления итоговых данных. Причем при наведении курсора мыши на ту или иную из этих кнопок, можно сразу увидеть предполагаемый результат (как это было сделано в Office 2010 для кнопок в обычной ленте). Остается только щелчком мыши на выбранной кнопке «закрепить» этот результат.

Если же вы построили диаграмму, то для управления её отображением справа от неё теперь выводятся три кнопки. Одна позволяет раскрыть список с названиями элементов диаграммы (оси, сетка и пр.), причем каждый пункт этого списка снабжен флажком, помечая который или снимая с него пометку, можно временно отключить или вновь включить показ соответствующего элемента на диаграмме. Другая кнопка аналогичным образом позволяет выбором соответствующих флажков в списке отображать или скрывать выбранные ряды и категории данных. Третья же кнопка раскрывает палитру для изменения цветовой гаммы диаграммы. Всё это получается делать быстро – не требуется искать, где и как открываются окна со свойствами диаграммы, или строить её заново.

Популярный в народе редактор презентаций Power Point тоже изменился. В основном, изменения носили «косметический» характер. Например, появилось несколько новых красивых анимационных эффектов перехода между слайдами: предыдущий слайд раскрывается в стороны наподобие театрального занавеса, перелистывается как страница книги или превращается в улетающего бумажного голубя.

Однако настоящей находкой стал новый интерфейс «режим докладчика». При проведении доклада с использованием презентации PowerPoint к компьютеру обычно одновременно подключают проектор (для показа слайдов на экране зрителям) и обычный монитор либо специальную сенсорную панель для докладчика, чтобы ему было удобнее управлять показом слайдов. Включив режим докладчика, вы (в отличие от зрителей, которые по прежнему видят на экране только «конечный продукт» – текущий слайд) видите слева несколько уменьшенное изображение текущего слайда, а справа – миниатюру следующего слайда и удобные для чтения текстовые заметки к текущему слайду. Под текущим слайдом есть несколько кнопок. Одна из них раскрывает меню выбора средств ручного рисования: с их помощью по ходу доклада можно делать на текущем слайде рукописные пометки для зрителей. Другая кнопка включает режим «сортировщика слайдов», чтобы можно было быстро найти и выбрать нужный слайд. Последняя кнопка реализует режим «лупы»: на текущем слайде появляется прямоугольная рамка, которой можно выбрать фрагмент слайда для демонстрации его в увеличенном виде. Повторный щелчок на слайде возвращает его к первоначальному размеру.

Отметим, что компания Microsoft разработала также и специальные версии Windows RT и Office RT для установки на встроенные компьютерные системы и планшеты с процессорами ARM. Эти версии ПО бесплатны для пользователя, но имеют урезанные по сравнению с настольными возможности. Например, Office RT включает в себя четыре приложения: Word, Excel, PowerPoint и OneNote и рассчитан на работу с документами сравнительно небольшого объема.

За покупками!

Еще одним технологическим решением, внедренным Microsoft для пользователей Windows 8 и Office 2013, стал интернет-магазин приложений Windows Store. По сути, это та же идея, которая используется в Play Market и Apple store, а именно – доступный через Интернет «склад» авторизованных (протестированных компанией) прикладных приложений, в том числе созданных сторонними разработчиками.

Аналогичным способом предлагается распространять и дополнительные модули расширения для Office 2013. Впервые эта идея была реализована в Office 2003: достаточно было, например, выделить в тексте какое-то слово, и в появляющейся справа панели появляется его перевод на другой язык, выполненный онлайн-переводчиком. В новом Office значительная часть возможностей будет реализовываться именно через дополнения, которые пользователь устанавливает из Windows Store, причем какие-то дополнения могут быть бесплатными, а какие-то – платными. Среди них – и простые веб-расширения (вроде упомянутого переводчика), и программные модули, встраиваемые непосредственно в само приложение, и отдельные приложения, которым можно передавать данные из документа для дальнейшей обработки.

Фактически это те же идеи открытой архитектуры и Plug&Play, которые давно уже реализованы для аппаратных компонентов: для своего компьютера вы можете купить новый накопитель или периферийное устройство, выпущенное любой сторонней фирмой, и как только вы подключите его (возможно, потребуется установка драйвера), это устройство сразу же заработает. Здесь то же самое реализуется уже для программных компонентов. Вы сможете расширять функционал имеющегося у вас Office 2013 почти до бесконечности. Правда, здесь скрыт и небольшой «подводный камень»: набор функций и реализующих их диалоговых элементов у разных пользователей будет сильно отличаться, и это затруднит обмен опытом, обучение друг у друга, и может усложнить жизнь преподавателям…

Особый вопрос касается безопасности скачиваемых из Windows Store приложений. Известно, что непроверенные программы, скачанные из интернета – это один из основных источников заражения компьютерными вирусами. Microsoft обещает, что всё будет под контролем: все приложения, размещаемые в Windows Store, обязательно проходят тщательную проверку и тестирование сотрудниками компании, а функционирование этих программных модулей происходит только в рамках выделенной для них в операционной среде компьютера «песочнице» (виртуальной машине), так что вероятность выполнения такой программой несанкционированных действий или утечки ваших данных куда-то в Интернет практически нулевая. А если руководство организации блокирует для сотрудников возможности установки программ из интернета, то во внутренней корпоративной сети может быть развернут собственный «магазин» по типу Windows Store, либо эти приложения могут быть установлены из рассылаемых по корпоративной сети файлов.

Кстати, посетители выставки, которая проходила при конференции TechEd Russia 2012, могли бесплатно оформить себе тестовый аккаунт в Windows Store (в расчете на возможность публикации там собственных программных разработок). Правда, такое оформление обязательно требовало наличия кредитной карты, с которой сначала списывалось 30 долларов «входной платы», которые потом должны возвратиться. Трудно сказать, для чего нужны такие сложности. Может быть, таким способом производился сбор информации о клиентах?

Облака в ажуре

«Облачные сервисы» – новая технология, активно продвигаемая в том числе и компанией Microsoft, – это, по сути, давно уже обсуждающаяся в компьютерном мире модель использования «тонкого клиента» и арендуемых программных приложений. Речь идет о том, что вместо того, чтобы иметь у себя мощный компьютер, покупать и устанавливать на нем лицензионные версии всех нужных программ, можно работать со сравнительно слабой машиной и с программным обеспечением, которое запускается и функционирует на мощном интернет-сервере. Фактически ваш компьютер при этом выполняет функции терминала – пересылает серверному приложению вводимые вами данные и команды и принимает от сервера результаты работы (то, что будет отображено у вас на экране). При этом для вас все выглядит практически так же, как если бы вы работали с локально запущенной программой (если, конечно, это позволяет ширина канала доступа в интернет). «Облачными» же подобные сервисы называют просто потому, что на различных картинках и схемах, на которых демонстрируются принципы работы пользователя с интернет-сервисами, глобальная сеть часто изображается в виде некоего расплывчатого облака.

Такая модель пользования может оказаться удобной, во-первых, для редко используемых программ (дешевле платить за время их использования, чем покупать постоянную лицензию), а во-вторых, появляется возможность доступа и работы с программами и данными из любого места и в любое время – с любого компьютера, имеющего доступ к сети.

Кроме Azure, компания Microsoft предлагает пользователям сервис SkyDrive (прежнее название – Live Folders) – это облачный сервис хранения и обмена файлами, который используется наряду с SharePoint при организации документооборота и совместной работы с документами в Office 2013. И, наконец, корпоративным пользователям предлагается воспользоваться новым облачным сервисом Office 365 – арендуемыми онлайновыми версиями приложений Microfoft Office. При этом можно выбрать различные варианты комплектации и тарифные планы помесячной оплаты, а лицензирование производится с привязкой к конкретному пользователю, а не к компьютеру. Это дает возможность работать с разными компьютерами в различных местах (например, в деловой поездке), в том числе с сохранением всех настроек приложений, и позволяет просто продолжать работу на новом месте точно так же, как привыкли это делать на своей машине. Это важно для современных менеджеров, инженеров, научных сотрудников и других специалистов, которые теперь чаще всего не сидят все время на одном рабочем месте, а могут ездить в командировки, работать дома и т.д., используя различные мобильные ПК – ноутбуки, нетбуки и планшеты. Благодаря применению облачных технологий они могут всегда оставаться на связи с коллегами и работать с информацией точно так же, как если бы они были на рабочем месте. При этом технологии сжатия аудио- и видеоинформации, реализованные в таких системах, дают возможность делать это даже при использовании не очень быстрых каналов доступа (для этого достаточно, например, обычного Wi-Fi).

На выставке посетители могли бесплатно получить аккаунт в Windows Azure, так же как и в Windows Store. Но для этого тоже требовалась кредитная карточка и тот же самый «фокус» со списанием/начислением 30 долларов, что вызывает некоторые вопросы.

Первая помощь школам продолжается. Но не всем.

Ранее для школ действовала федеральная программа поставки «стандартного базового пакета программного обеспечения» (СБППО), сначала получившая название «Первая ПОмощь 1.0», а затем - «Первая ПОмощь 2.0». В рамках этого федерального проекта школы получали оплаченные государством лицензии на основные коммерческие программные продукты, используемые при обучении, в том числе и на ОС Windows XP/Vista и на Office 2003/2007. Однако срок действия этой федеральной программы завершился 31 декабря 2010 года, после чего предполагалось, что школы должны либо самостоятельно приобретать лицензии для продолжения использования коммерческих программ, либо переходить на свободное программное обеспечение (СПО) на базе Linux.
Тогда, в конце 2010 – начале 2011 года это вызвало большие волнения среди учителей и руководства школ. Однако компания Microsoft, поняв, что массовый перевод образовательных учреждений и соответственно массовая подготовка школьников к работе под Linux и OpenOffice.org грозит потерей большого числа потенциальных покупателей, продлила действие лицензий на свои продукты.

Впрочем, информации об этом продлении практически не было. Учителя получали эту информацию «по факту». Им сообщалось о продлении лицензии еще на некоторый срок, без информации о том, сколько это еще продлится. Именно о судьбе программы «Первая ПОмощь» и её возможном продолжении автор этих строк задал вопрос представителям компании Microsoft. Ответ был дан следующий. Федеральная программа поставки действительно прекращена. Однако Министерство образования и науки РФ все же заключило с Microsoft договоренность о госзакупке для школ лицензий на Windows и Office, а точнее, о цене и условиях поставки. Затем предложение о закупке этих лицензий на этих условиях было передано в ведение региональных органов управления образованием. Теперь уже они решают – производить ли такую закупку (и если да, то в каком объеме) или переводить школы региона на СПО.

Фото автора.

На фото:

1. Логотип конференции TechEd Russia 2012.
2. В зале выставки.
3. Пресс-конференция, посвященная запуску Microsoft Office 2013.
4. Меню «Пуск» в Windows 8.
5. Режим рецензирования в Word 2013.
6. «Интеллектуальное» автозаполнение в Excel 2013.
7. Меню смарт-тега для выделенной таблицы Excel 2013: возможности форматирования таблицы.
8. Таблица Excel 2013, оформленная с использованием средств наглядной визуализации данных.
9. Меню смарт-тега для выделенной таблицы Excel 2013: возможности построения диаграмм.
10. Диаграмма в Excel 2013: быстрое меню показа/скрытия элементов диаграммы.
11. Диаграмма в Excel 2013: быстрое меню показа/скрытия рядов и категорий.
12. «Режим докладчика» в PowerPoint 2013.

Автор: Дмитрий Усенков

Источник: www.nkj.ru