С чего начинаются роботы?

Юные техники готовы «делать Терминаторов» и продемонстрировали свои умения на Международном фестивале детского технического творчества.

16 ноября 2012 года в пригороде Санкт-Петербурга в Константиновском дворце прошел завершающий этап Первого Международного фестиваля детского технического творчества. В нем приняли участие около 100 юных техников в возрасте от 9 до 17 лет из разных регионов России, Казахстана, Эстонии.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Большинство из нас о роботах знает в основном благодаря фантастическим фильмам. Но, по словам профессора кафедры системного программирования математико-механического факультета СПбГУ Олега Николаевича Граничина, эта фантастика уже совсем скоро станет реальностью. «В отличие от масс-медиа, в которых часто пишут о том, что мы живем в эпоху информационной революции, в серьезных научных журналах сообщается, что мы уже давно в другой революционной эпохе – кибернетической. Сегодня информация моментально порождает действие, которое в свою очередь, меняет мир. И скоро все будет так, как показывают в фильмах: будут люди, роботы, конфликты между ними»,– сказал профессор на предшествовавшей фестивалю пресс-конференции «Специалисты завтрашнего дня», организованной агентством «РИА Новости».

Профессор Граничин также сказал, что ребятам, которые сегодня начинают заниматься робототехникой еще в школе, не стоит переживать по поводу будущего, так как и в Санкт-Петербурге, и в других городах России есть достаточно много сильных ВУЗов где, по словам Олега Николаевича, «кто-то же должен сделать первым Терминатора». И, правда, уже сейчас разрабатываются роботы-андроиды, роботы телеприсутствия, технологии виртуальной и дополненной реальности, сближающие нас с миром машин. Совсем не за горами время «киборгов», в существование котороых пару десятилетий назад никто не верил.

По словам руководителя Международного научно-образовательного центра «БГТУ-FESTO» («Военмех»), профессора Сергея Михайловича Стажкова, человечество уже вступило в эпоху кибернетической революции, когда значительная часть задач в науке, технике и повседневной жизни выполняется роботами. Он также подчеркнул, что специалисты по мехатронике на данный момент одни из самых востребованных: «Наши выпускники, как правило, не задерживаются на бирже труда, кадровые службы предприятий сразу предлагают им работу».

Большие надежды на подрастающее поколение возлагает и Роман Михайлович Лучин, научный сотрудник лаборатории технической кибернетики механико-математического факультет СПбГУ, который заметил, что школьники (если им не говорить, что это серьезная вузовская программа), способны воспринять довольно сложные вещи из области кибернетики и робототехники. Под патронажем СПбГУ уже несколько лет существует кружок робототехники в физико-математическом лицее №239 Санкт-Петербурга. Кружковцы полностью оправдывают доверие своих преподавателей и регулярно завоевывают призовые места на международных соревнованиях. Совсем недавно ребята вернулись с Всемирной Робототехнической олимпиады, которая в этом году проходила в Куала-Лумпуре. Команда лицея Hand-Friend заняла первое место в старшей творческой категории. И это был не единственный высокий результат российских олимпийцев. Собранные московскими школьниками роботы победили соперников в категории «Футбол роботов» обойдя 66 команд. А проект юных ямальских робототехников под названием «Робот-няня» по итогам олимпиады был отмечен дипломом как самый креативный в творческой категории. Всего в состязаниях приняли участие 27 команд из России. Так что вполне понятно, почему серьезные вузовские профессора и специалисты относятся к тому, что создают школьники. Ведь если человек в детстве «заболел» любимым делом, то, скорее всего в будущем он достигнет каких-то заметных результатов на профессиональном поприще. И кто знает, может действительно, сегодняшние шестиклассники, поступив в ВУЗы, в качестве дипломных проектов будут представлять «терминаторов».

Соревнования по робототехнике в Константиновском дворце проходили в нескольких номинациях. Больше всего участников и зрителей собрало состязание управляемых роботов-фотографов. Управляемый оператором с помощью пульта дистанционного управления, которым может быть любое беспроводное устройство вплоть до смартфона, робот должен пройти по маршруту и сфотографировать несколько предметов. Судьями учитывались не только точность и скорость прохождения маршрута, но и художественные достоинства снимков. Поскольку такую «игрушку» может собрать даже шестиклассник, а для управления нужен всего лишь мобильный телефон, такие устройства вскоре могут взять на вооружение разведчики или фотографы-папарацци.

Вопреки расхожему мнению о том, что роботы и прочая техника это сугубо мальчишеский интерес, среди юных робототехников немало девочек. Сестры Екатерина и Татьяна Федуловы из Мурманска представили робота Степу, который помог научить их младшую сестру считать. А на фестивале Степа проэкзаменовал одного из юных участников на знание истории Константиновского дворца. Девочки рассказали, что интерес к технике у них появился давно (их родители – инженеры-программисты), а когда узнали о роботах, то куклы быстро оказались забыты. После школы Екатерина надеется поступить в МГТУ им. Н.Э. Баумана и всерьез заняться созданием промышленных роботов.

Победителем в конкурсе на преодоление препятствий, учрежденным Константиновским дворцом, стала команда из Нижнего Новгорода. В других состязаниях судьи особо отметили команды из Мурманска, Астаны, Красноярска и Таллинна.

В рамках фестиваля также прошла выставка «Нереальные роботы». Экспонаты выставки отражают историю развития масштабных моделей и подвижных игрушек в виде героев популярных мультфильмов, посвященных роботам, с 1970-х годов до наших дней. Модели предоставили петербургские коллекционеры, в том числе и сотрудники Константиновского дворца.

Фото автора.

На фото: 1. Робот Степа. 2. Тренировка роботов-фотографов. 3. Кто сказал, что роботы только для мальчиков. 4. «Нереальные роботы» – герои мультфильмов.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее