№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Реактивная авиация XIX века

145 лет назад в России был изобретен теплородный духомёт – предшественник современного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя.

19 ноября 1867 года отставной артиллерийский офицер Николай Афанасьевич Телешов (1828–1895) во Франции получает патент на проект самолёта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД).

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

История — наставница жизни. Иногда случается так, что решение возникшей проблемы находится не в настоящем и даже не будущем. Ответ на поставленный вопрос приходит из прошлого. В середине 40-х годов XX века со всей очевидностью назрела необходимость перехода от поршневых авиационных моторов и воздушных винтов к реактивным двигателям. При скорости около 700 километров в час даже значительное увеличение мощности авиационного мотора не приводило к сколько-нибудь существенному увеличению скорости самолёта, так как увеличение веса и размеров поршневого двигателя и воздушного винта с неизбежностью увеличивало лобовое сопротивление и вес самолёта. Выходом из ситуации был переход на независимые от воздушного винта реактивные двигатели, которые, в отличие от поршневых моторов, напрямую передают свою энергию летательному аппарату.

Неизвестно, видел ли уже на заре авиации именно эти проблемы Николай Афанасьевич Телешов, но зато известно другое — в 1864 году им разрабатывается проект пассажирского (на 120 человек) винтового летательного аппарата с паровой силовой установкой, названный им «Система воздухоплавания». Он не находит поддержки, но это не останавливает талантливого изобретателя. На основе «Системы воздухоплавания» Телешов разрабатывает проект нового самолёта («Дельта»).

«Дельта», согласно замыслу Телешова, должна была иметь тонкопрофильное верхнерасположенное крыло треугольной формы с углом стреловидности в 45°. Десять лонжеронов – основных силовых элементов конструкции – и элементы продольного и поперечного наборов должны были, по мысли автора, сообщить прочность спроектированной им конструкции. Для уменьшения лобового сопротивления фюзеляж предполагалось сделать цилиндрическим, с острой конической носовой частью. Но самое главное — в качестве двигателя на «Дельту» предполагалось установить предшественник современного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД), названный им «теплородным духомётом».

Теплородный духомёт (на «Дельте» предполагалось устанавливать два таких двигателя) должен был использовать жидкое топливо, пары которого, ещё до поступления в камеру сгорания, могли бы взаимодействовать с кислородом воздуха посредством аналога современного карбюратора. Поднимать в воздух свой самолёт Телешов предполагал с рельс, либо при помощи специально сконструированной отделяемой тележки.

Причина же заграничного патентования Телешовым своего изобретения очень проста. В России, у себя на родине, у него получилось зарегистрировать только свои заявки на патент, получить же «Привилегию» (т.е. патент) ему не удалось. В то время, вероятно, всерьёз изобретателя никто не воспринимал. Первый патент (в России) на аналогичное изобретение под названием «Аппарат для получения пульсирующей струи газа значительной скорости, вследствие периодических взрывов горючей смеси» получил инженер В. Караводин в 1906 году.

Прошлое может не только решать проблемы, но и создавать их. Так, например, в 1941 году, по утверждению  советского историка авиации В. Вуколова, «принцип действия пульсирующих двигателей русских изобретателей Н. Телешева и В. Караводина был использован в Германии для создания реактивных двигателей самолетов-снарядов типа «ФАУ-1».

Вот слова советского учёного в области динамики полётов Владимира Сергеевича Пышнова (1901—1984), автора книги «Из истории летательных аппаратов» (1968): «Когда я изучаю труды и статьи уже отдаленного прошлого или рассматриваю конструкции машин, я испытываю глубокое уважение к их авторам, которые, при наличии крайне малого опыта и ограниченности теорий, тем не менее, достигали больших успехов и предвидели то, что произойдет ещё не скоро».

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Яковлев А. С. Цель жизни (Записки авиаконструктора), 1969.
2. Советский Энциклопедический Словарь, 1986
3. http://enc-dic.com
4. http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft26758.htm
5. http://bris-inform.com/stati/reaktivnyj-samolet-chast-pjataja.html
6. http://www.lib.ru/NTL/AVIA/PISHNOW/pyshnov.txt
7. http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=468427

Иллюстрации: 1. «Дельта» Н.А. Телешова. 2. Телешов Николай Афанасьевич (1828–1895).

Автор: Андрей Бобарыкин


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее