Жуки могут синтезировать необычные вещества

Жуки-мягкотелки вырабатывают вещества, которые могут стать основой нового поколения антибиотиков и лекарства от рака.

Защищаясь от хищников, жуки-мягкотелки вырабатывают жирные кислоты DHMA (dihydromatricaria acid), относящиеся к группе полиинов. Как выяснилось, эти кислоты, помимо прочего, обладают противораковыми и противомикробными свойствами. Работа австралийских учёных из Содружества по Научным и Промышленным Исследованиям (CSIRO) и их шведских коллег из Каролинского Института опубликована в журнале Nature Communications.

«Впервые нашей исследовательской группе удалось выделить и изучить три гена, белковые продукты которых участвуют в биосинтезе жирной кислоты, выделяемой жуками-мягкотелками для защиты от хищников и инфекций», – сообщила доктор Виктория Херитос, научный руководитель CSIRO  в области изучения экосистем. «Теперь мы можем синтезировать эту необычную жирную кислоту в искусственных условиях и использовать ее в качестве основы для антибиотиков и противораковых лекарств», – подчеркнула доктор Херитос.

Жуки-мягкотелки выделяют вязкую белую жидкость, чтобы защититься от нападений хищников, из нее также образуется восковая кутикула, которая помогает насекомым противостоять различным инфекциям. В этой жидкости содержатся дигидроматрикарные кислоты, обладающие противораковыми и антибактериальными свойствами.

Полиины – класс веществ, которые обнаружены и в различных растениях, и в водорослях, и в морских губках, и в мхах, но эти соединения необычайно трудно синтезировать искусственно. Однако доктор Херитос и её научная группа сумели достичь успеха, найдя нетривиальное решение. «Мы научились создавать полиины при помощи простых организмов вроде дрожжей», – пояснила доктор Херитос. Ранее считалось, что источником жирной кислоты является пища жуков-мягкотелок – мелкие насекомые и листья растений. Однако теперь понятно, что эти насекомые могут сами синтезировать DHMA.

1.Хрущак малый булавоусый (Tribolium castaneum), один из объектов исследования. 2.На этой фотографии видна выделяемая железами насекомого защитная жидкость, которая содержит DHMA. 3. Схема биосинтеза DHMA.

Автор: Илья Коннов