Фестиваль науки в МИСиС: стереофоторепортаж

Поиграть в «Химический бридж», поучаствовать в викторинах, сфотографироваться в «научной костюмерной», приобщиться к изготовлению наноматериалов и заглянуть в уникальную лабораторию цифрового производства ФАБЛАБ смогли все желающие.


Всероссийский Фестиваль науки – это настоящий праздник, в котором принимают участие в качестве демонстрационных площадок ведущие вузы и выставочные центры страны, и, вместе с тем, – важное научно-популярное просветительское мероприятие для школьников и студентов. Фестиваль, красноречивый девиз которого – «Прикоснись к науке!», знакомит всех желающих с успехами мировой и отечественной науки; ведущие исследователи, инженеры, преподаватели рассказывают ребятам, что происходит на переднем крае исследований. Кроме того, Фестиваль науки призван повысить престиж профессии ученого, инженера и учителя, который, увы, сильно пошатнулся во время пресловутой «перестройки», когда именно эти отрасли (и, соответственно, их работники) были откровенно нищими.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Мероприятия Фестиваля науки, проводимые в вузах, можно рассматривать и как дни открытых дверей для будущих абитуриентов. Младшие школьники с интересом знакомятся с «занимательной наукой», с простыми и поучительными экспериментами (что способствует, конечно же, росту их интереса к учению); старшеклассникам во время экскурсий по вузовским лабораториям и музеям предоставляется уникальная возможность больше узнать о той профессии, которую они хотели бы избрать после окончания школы, и выбрать наиболее интересную для себя отрасль знаний для получения высшего образования. Именно в этом формате – в виде уникального сочетания праздника науки и Дня открытых дверей, проходил Фестиваль науки и в НИТУ «МИСиС». И огромное количество посетителей самых разных возрастов, восторженные ребячьи голоса стали бесспорным подтверждением: организаторы постарались не зря!

Славное прошлое…

Исторически сложилось, что базовое направление подготовки студентов в МИСиС – это обучение работе с металлом. А технологии металлургии насчитывают долгую и славную историю, уходящую своими корнями в глубину веков. Издревле металл кормил, одевал, защищал наших предков: ведь именно из металла изготавливалось большинство орудий труда и сельского хозяйства, оружие и даже деньги, которые стали уникальным средством развития товарообмена, а кузнец (в особенности – мастер своего ремесла) всегда был в любой деревне или городе в большом почете. Именно поэтому посетителей Фестиваля науки встречали древнерусские воины, которые под музыку гусляра (еще одна «весточка» от наших далеких предков) демонстрировали образцы брони и оружия, изготовленные в точном соответствии с историческими данными о вооружении тех времен и мастерское владение приемами боя этим оружием (а желающие могли сфотографироваться «в полном вооружении»). Демонстрировалась и походная кузница, чтобы желающие могли воочию наблюдать процесс выковывания гвоздя. Кроме того, посетители имели возможность приобщиться и к ремеслу чеканки монет: положив медный кружочек на «наковальню» с выгравированной в ней одной стороной монеты, накрыв эту «наковальню» второй половиной штампа с выгравированной другой стороной и тюкнув по верхушке штампа кувалдой, каждый мог унести с собой в качестве сувенира им же собственноручно отчеканенную монетку достоинством в один древнерусский рубль.

…яркое настоящее…

Познакомившись с технологиями прошлого, пришедшие на Фестиваль науки в МИСиС могли перейти к технологиям сегодняшним, – которые, впрочем, многим могли показаться и чем-то фантастическим.

Для младших школьников была организована целая программа научных шоу, в ходе которых в неформальной, игровой обстановке ребята знакомились с основами физики и химии, учились управлять роботом и рисовать нанокрасками узоры на футболке. Школьники постарше могли также попробовать свои силы в решении заданий компьютерной игры «Химический бридж», поучаствовать в викторинах, сфотографироваться в «научной костюмерной», облачившись в мантию профессора и академическую шапочку или в белый халат исследователя, узнать, что такое наноматериалы и познакомиться с тем, как нанотехнологии (совсем недавно бывшие лишь экспериментами в лабораториях, а сегодня уже ставшие основой целого спектра отраслей производств) помогают создавать сверхпрочные и сверхлегкие конструкционные материалы, сверхэффективные фильтры для поглощения вредных примесей и сверхжаростойкие костюмы, в которых человек может в буквальном смысле пройти сквозь огонь без ущерба и для себя и для костюма.

Старшеклассники же получили возможность посетить учебные лаборатории МИСиС, и в том числе – уникальную лабораторию цифрового производства ФАБЛАБ. ФАБЛАБ – это всемирная сеть лабораторий цифрового производства, цель которой – дать возможность каждому из нас (разумеется, при наличии соответствующих умений) создать почти любое изделие. Изначально это был университетский проект Центра битов и атомов Массачусетского технологического института (MIT). Его основатель – профессор Нил Гершенфельд, являющийся также автором учебного курса «Как создать почти всё что угодно» и книги под названием «Грядущая революция на вашем столе – от персональных компьютеров к персональному производству». Фактически же фаблаб – это малый производственный центр, позволяющий разработчику (например, студенту, разрабатывающему свой курсовой или дипломный проект) не останавливаться лишь на стадии теоретических обоснований, математических расчетов и чертежей, но и воплотить свою разработку в виде действующей модели-прототипа или даже в виде готового изделия. Здесь установлены самые современные компьютеризованные станки, позволяющие в соответствии с созданными в программах автоматизированного проектирования трехмерными чертежами выполнять обработку металла и дерева, фрезеровать печатные платы для сборки электронных схем, производить раскрой различных листовых материалов (от бумаги до фанеры и пластика) лазерным лучом – почти что современный вариант Гиперболоида инженера Гарина – и даже печатать на 3D-принтере из пластика объемные изделия, в том числе, печатать за один проход готовые сборки, состоящие из нескольких сопряженных деталей.

Не менее интересной была и экскурсия, посвященная современным литейным технологиям. Конечно, собственно литьё металла в формы за прошедшие столетия по своей сути изменилось не так значительно. Но вот технологии подготовки к этой операции, а именно – создания литьевых форм, сегодня стали совершенно другими. Если всего десятилетие назад для получения, например, гипсовой или земляной формы требовалось практически вручную изготовить по имеющимся чертежам деревянную или восковую модель требуемого изделия, то теперь все те же 3D-принтеры позволяют «печатать» такие модели для изготовления форм прямо с компьютера, а то и распечатывать таким способом сразу готовые литейные формы, в которые практически сразу можно заливать металл. И если десять лет назад, чтобы получить копию какого-либо произведения искусства (скажем, статуэтки), требовалась кропотливая работа по изготовлению с нее слепков (да еще с риском повредить уникальный образец), то теперь любую такую скульптуру можно оцифровать в виде трехмерного чертежа на компьютере при помощи подключенного к нему 3D-сканера, потом при необходимости – изменить ее размеры или подкорректировать, убрав имеющиеся дефекты, а затем – распечатать на 3D-принтере выплавляемую модель, чтобы сделать по ней форму и произвести отливку.

Еще больший азарт к участию во всех этих конкурсах и экскурсиях всем ребятам добавляла возможность, собрав в «зачетку» посетителя Фестиваля поощрительные баллы, получить затем на них различные призы с символикой МИСиС и Фестиваля науки. Хотя это был для них все-таки скорее «дополнительный бонус»: интерес к участию в занимательных научных мероприятиях у школьников был явно не «меркантильным».

…и привлекательное будущее

В рамках мероприятий Фестиваля науки, 13 октября в МИСиС прошло награждение победителей конкурса инноваций «У.М.Н.И.К» (что расшифровывается как «Участник молодежного научно-инновационного конкурса»). Этот всероссийский конкурс проводится для студентов, аспирантов, молодых ученых и исследователей нашей страны и нацелен на выявление молодых учёных и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности.

Кроме того, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в рамках Всероссийского Фестиваля Науки 2012 организовал проведение творческого конкурса для молодых исследователей «Наука – это красиво», в рамках которого проводился отбор работ студентов, абитуриентов, аспирантов и молодых ученых МИСиС по следующим направлениям и номинациям: – фотоконкурс – номинации «Микромир» и «Макромир», – конкурс научно-популярных статей – номинации «Лучшая научно-популярная статья» и «Этюды об ученых», – видеоконкурс – номинация «Удивительная наука в МИСиС». Награждение победителей этого конкурса также состоялось 13 октября в рамках Фестиваля науки в МИСиС.

Фото автора.

На фото:

1. Заставка. 2. Песней гусляра встречал Фестиваль науки в МИСиС своих посетителей. 3. Шлемы древнерусских воинов – пример древнерусских металлургических технологий. 4. Металл издревле защищал русских воинов. 5. Штамп для чеканки монеты. 6. Чеканка монеты. 7. Передвижная кузница. 8. Демонстрация боевого искусства древних русичей. 9. Стенд занимательной физики и химии. 10. Обучающие игры по химии «Химический бридж». 11. «Научная костюмерная» – возможность для школьников «почувствовать себя ученым». 12. Нанокостюм пожарного: вплетенные в ткань тончайшие металлические проволочки и теплозащитная подкладка защищают пожарного и костюм от огня. 13. Эта сложная конструкция, похожая на самоделку, – 3D-принтер! 14. 3D-сканер: два объектива позволяют сформировать в памяти компьютера трехмерную копию реального объекта. 15. У.М.Н.И.К. – награждение. 16. «Наука – это красиво» – награждение.

О том, как научиться просматривать перекрестные стереопары, можно прочитать в электронном журнале «Мир 3D / 3D World».

Автор: Дмитрий Усенков


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее