№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Чтоб стать биологом нужно уметь фантазировать

На IV Московском Турнире Юных Биологов, проходившем 6 – 7 октября на Биологическом факультете МГУ, сражались 16 команд. Победителей наградили на VII Фестивале науки.

Школьники выступали в роли «научных мечтателей», и каждый почувствовал себя немножко Демиургом, ведь нужно было придумать решения для совершенно необычных задач. Вот только некоторые из них. Допустим, что самые опасные болезни современности побеждены, а что дальше? Как «создать» универсальный плод, который был бы привлекателен для всех животных сразу – от приматов до муравья? Что случилось бы, если бы у растений была нервная система, и почему ее у растений все-таки нет? Представьте, что вы открыли на просторах Вселенной жизнь, и даже увидели животных, почти таких же, как на Земле. Как догадаться, разумны ли они?

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Конечно, современная наука и сама не очень знает точные ответы на многие из этих вопросов, но почему бы не помечтать? Темы для обсуждения на Турнире ребята получили заранее и приехали с готовыми вариантами решения. Каждый был готов отстаивать свою точку зрения, а компетентное жюри из научных сотрудников, преподавателей и студентов оценивало научность, умение докладывать, выслушивать чужие аргументы и выдвигать свои.

Всем хотелось оригинально и емко назвать свою команду. Тут были и «Myxozoa», и «Инвестигаторес», и «Echinodermata», и «Метастразы» (почему-то через букву «р»), и «Физматики»-I и II, и многие другие. Успех был разный, но веселья хватило всем – и школьникам, и жюри.

В начале Турнира участников ждало первое испытание – жеребьевка команд. На экране появились вопросы, фотографии-загадки, на которых нужно было опознать живой объект в самых необычных ракурсах и увеличениях. Пока жюри принимало решение, кто с кем из команд играет в первом бою, были и показательные выступления. Темой была известная присказка о том, что «быстро поднятое упавшим не считается». Команды разыграли представление, где показали, что риск попадания бактерий на упавший продукт зависит от времени лежания его на грязной поверхности; высоты падения; числа микробов; влажности; того, намазан ли объект маслом; какой стороной он упал и т.д. Всё было обличено в форму краткого научного доклада с последующим выступлением оппонента и подробного разбора каждой высказанной мысли.

По мнению организаторов, главная задача Турнира – охватить всех желающих. Поэтому те команды, которые пришли в первый раз и пока еще не имеют опыта, играли друг с другом в лиге юниоров. Но и традиционно сильные команды, которые выставляют гимназии со специализированными биоклассами, нашли достойных соперников в старшей лиге «сеньоров».

Основное действие – три боя, в каждом из которых соперники менялись – прошло в разных аудиториях Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В каждой аудитории был свой ведущий, который следил за регламентом, соблюдением правил Турнира и задавал общий тон ведения дискуссии. Школьники учились обращаться друг к другу на «Вы», благодарили «уважаемого Оппонента» за замечания или «уважаемого Докладчика» за хорошо сделанный доклад (не говоря уже о «Многоуважаемом Жюри»). Можно сказать, что ребята прикоснулись к университетской атмосфере и учились манере ведения научной полемики.

Защищая свое мнение, школьники проявляли находчивость и остроумие. Так, в одном из боев докладчика спросили: «Как иначе, кроме фотосинтеза, можно использовать свет для целей метаболизма?» Он не растерялся и ответил: «Свет попадает на пищу, потом его видит глаз. Идешь и ешь. В этом примере свет служит для пользы метаболизма!» Фантазию школьники проявили бурно. Но вот научность иногда «хромала». Жюри выслушало трагическую историю о том, что инсулин переваривает глюкозу, а при диабете он не может этого сделать, поэтому глюкоза оседает на стенках сосудов и в мозге. Пришлось долго убеждать школьника, что глюкоза не может выпасть в осадок в условиях организма, а инсулин прямо не взаимодействует с глюкозой. Не все команды показали хорошие знания генетики и законов Менделя.

Общее физическое образование также несколько хромало (что, впрочем, традиционно для биологов). На вопрос жюри: «Можно ли количественно оценить энергию кванта света?» две команды из трех не смогли толком ответить, и лишь в третьей нашелся молодой человек, который вспомнил: «Кажется, была какая-то формула из трех величин. Вроде бы, одна из них – постоянная Планка». Но куда поставить длину волны в формуле – никак не мог догадаться.

Как бы то ни было, можно сказать, с каждым новым выступлением ребята «играли» все лучше и лучше, учитывая вопросы и замечания жюри и оппонентов. Участники узнали много нового и интересного, что поможет им «сражаться» на грядущем Всероссийском Турнире Юных Биологов, который пройдет 2 – 7 ноября в Казани.

11 октября были подведены итоги прошедших боев Московского Турнира, а победителей торжественно наградили на открытии VII Фестиваля науки на Биологическом факультете МГУ 13 октября.

Автор: Владимир Чуб


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее