Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Химик, научивший Россию цветной фотографии

Талантливый химик Прокудин-Горский стал первым, кто запечатлел российскую действительность на цветных фотоснимках.

Технология получения цветных изображений на экране компьютера, известная под названием «цветовой системы RGB», кажется совсем современным изобретением. Однако сама идея получения цветных фотографий на той же основе – путем смешения трех основных цветов - появилась гораздо раньше.  Первым, кто попытался сформулировать принципы цветной фотографии был Джеймс Клерк Максвелл, наш старый знакомый из школьного курса физики. Именно им в 1861 году была сделана первая в мире цветная фотография «Ленточка из шотландки».

Спустя почти полвека большой вклад в развитие цветной фотографии внес русский ученый-химик - Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Всю свою научную деятельность он посвятил фотографии, пытаясь найти способ получения не только черно-белых, но и цветных изображений. Результатом его оригинальных исследований стали патенты на получение цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов, а в 1908-1915 гг. Прокудин–Горский при поддержке русского царского правительства реализовал смелый проект – создание фотообзора тогдашней России: старинных зданий, жизни населяющих страну народов, производства и т.д.

Используемая Прокудиным-Горским технология гениально проста (особенно – для тех времен): в фотокамеру вставлялась узкая вертикальная фотопластинка приблизительно 7,5 см шириной и 22,8 см длиной, на которую последовательно фотографировались три изображения – через красный, зеленый и синий светофильтры. Далее фотографический процесс (проявление и закрепление) производился точно так же, как и для обычного черно-белого фото.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Полученные слайды могли использоваться для обычной черно-белой фотопечати, но с их помощью можно было получить и цветное изображение – точно так же, как в наши дни оно получается при использовании современных компьютерных медиапроекторов! Пластинка-негатив вставлялась в специальный проектор с тремя объективами и, соответственно, красным, зеленым и синим светофильтрами (теми же, с помощью которых фотографировался каждый негатив), а три получаемых «цветоделенных» изображения совмещались на одном проекционном экране.

Конечно, качество цветопередачи по методу Прокудина-Горского было заметно меньшим, чем нынешнее, но современникам ученого и это казалось настоящим чудом…

После революции С.М. Прокудин-Горский, как и многие его соотечественники из числа интеллигенции, в 1918 г. с семьей эмигрировал в Европу и окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 г. С собой он вывез часть отснятых им негативов. Позднее они оказались в США и были переданы в коллекции Библиотеки Конгресса.
Сравнительно недавно ее сотрудниками была разработана методика оцифровки и обработки негативов Прокудина-Горского: негативы сначала сканируются как монохромные, затем окрашиваются, соответственно, красным, зеленым и синим цветом и совмещаются по заблаговременно нанесенным на них «приводным меткам» в одно изображение. Затем оно дополнительно обрабатывается средствами графического редактора (яркость, контраст, насыщенность), обрезается по краям, ретушируется и т.д. для получения окончательного результата.

На фото: 1. Автопортрет Прокудина-Горского (1912); 2. Эмир бухарский (1907); 3. Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна (1909).

Автор: Дмитрий Усенков

Источник: www.nkj.ru