RUSALCA отправилась к берегам Чукотки

Стартовала очередная арктическая экспедиция  совместного российско-американского проекта.

Сотрудники Зоологического института РАН во главе с доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Лаборатории морских исследований Станиславом Денисенко в конце августа 2012 г. присоединились к  очередной экспедиции в Чукотское море в рамках совместной российско-американской программы RUSALCA (Russian-American Long-term Census of the Arctic).

Проект существует с 2004 года и направлен на изучение влияния многолетних климатических изменений на гидрологический режим и биоту арктических морей. Продолжительность экспедиции составит примерно 30 суток. Работы будут выполняться с борта научно-исследовательского судна «Профессор Хромов» в российских и американских территориальных водах.

RUSALCA по методам исследования схож с другими арктическими проектами. Его основная уникальность - в выбранном для исследования месте – Берингов пролив и акватория вокруг него. Это одно из двух мест, где происходит обмен теплом и солью между Северным Ледовитым и граничащими с ним океанами (второе такое место – пролив Фрама, соединяющий Северный Ледовитый океан с Атлантическим). Этот обмен крайне важен для понимания климатических изменений.

Большое  число CTD-станций (от английских слов Conductivity-электропроводность, Temperature-температура и Density-плотность), дающих вертикальные профили солености, температуры и плотности, а также бентических биологических станций было осуществлено в экспедициях 2005-2011 годов. В 2009 году успешно организована и проведена комплексная экспедиция в Чукотском и Восточносибирском морях, а также Море Бофорта в развитие исследований междисциплинарных исследований, проведенных в 2004 году.

За годы существования проекта, были зафиксированы смещения ареалов для ряда видов, которые прежде встречались гораздо южнее. Судя по наблюдениям наших ученых, многие виды морских организмов, пользуются потеплением вод в регионе и продвигаются на север. Внимание ученых привлекают все население Арктики -  от микробов до крупных млекопитающих. В частности, в последнем рейсе были проведены наблюдения ареала распространения и поведения китов.

Морские исследования в Чукотском море начались в 1878 года, сбором первых  биологических проб  экспедицией шведского судна  «Vega». Но все равно, находящееся на стыке двух океанов – Северного Ледовитого и Тихого море, продолжает удивлять исследователей.

В ходе первых экспедиций в рамках проекта гидробиологам из Зоологического института РАН удалось ответить на вопрос – почему в одном из районов холодного Чукотского моря биомасса бентоса превосходит средние значения для арктических морей.  Самый многочисленный вид, представленный в придонной фауне – двустворчатый моллюск Macoma calcarea. За годы наблюдений ученые установили, что если в 30-е годы прошлого столетия биомасса моллюска едва доходила до 1кг на квадратный метр, то сейчас в отдельных местах цифры достигают 4-5 кг на метр. Ученые объясняют этот феномен тем, что на выходе их Берингова пролива из-за разнонаправленных течений образуется круговорот воды, который создает почти замкнутую систему. Располагается круговорот напротив известного места – мыса Сердце-Камень. Неподалеку от него в 1934 году затонул ледокол «Челюскин».

По словам заведующего лабораторией Морских исследований Зоологического института РАН Бориса Ивановича Сиренко, круговорот является циклоническим, т.е. поднимающаяся со дна вода богатая питательными веществами кормит фитопланктон, который минуя следующее звено в пищевой цепочке – зоопланктон, опускается на дно, где становится пищей для моллюсков, которые, в конечном итоге, становятся источником питательных веществ. Еще один подобный круговорот находится в антарктическом море Уэдделла.

В отличие от ученых, тихоокеанские моржи (Odobenus rosmarus) обнаружили эту кормушку уже тысячи лет назад.  Macoma calcarea один из наиболее важных кормовых объектов моржа. Ежегодно в весенне-летний период огромные стада моржей на дрейфующих льдинах перемещаются из Тихого океана вдоль северного побережья Чукотки в сторону пролива Лонга и острова Врангеля, а осенью совершают этот путь в обратном направлении. Во время миграций животные делают длительные остановки на так называемых временных регулярных лежбищах у мыса Сердце-Камень и в соседних районах напротив участков, занятых сообществами моллюсков. Здесь, ныряя за кормом на глубину до 50 метров,  животные откармливаются. Именно у мыса Сердце-Камень ученым удалось почти всю популяцию моржей в этом районе в одном месте – 97 тысяч из 129 тысяч особей (данные 2010 года).

Район исследований 2012 г. охватывает все Чукотское море, склоны материкового шельфа и западную часть Восточно-Сибирского моря. Ученые Зоологического института планируют получить уникальные материалы для изучения биологического разнообразия и биопродукционных процессов морского донного населения.

С американской стороны в проекте принимает участие Национальная Администрация США по Океанам и Атмосфере.

На фото: 1. Научно-исследовательское судно «Профессор Хромов»; 2, 3, 4 – рабочие будни экспедиции (2009 год); 5 – лежбище моржей у мыса Сердце-Камень.