Великий поход Китая в космос

«Небесный дворец» принял тайконавтов. Среди них первая китайская женщина, отправившаяся в космический полет.

16 июня с космодрома Цзюцюань был осуществлен пуск ракеты-носителя «Чанчжэн 2F/G» («Великий поход») с космическим кораблем «Шэньчжоу-9».

Корабль пилотирует экипаж в составе Цзин Хайпэна, Лю Вана и первой китайской женщины-тайконавта Лю Ян. Стартовая масса корабля около 8 тонн.

Примечательно, что старт «китайской Терешковой» состоялся ровно (день в день!) через 49 лет после старта первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.

18 июня «Шэньчжоу-9» причалил к китайской космической лаборатории «Тяньгун-1» («Небесный дворец»). Через три часа после стыковки тайконавты перешли на борт станции и приступили к её расконсервации.

По сравнению с первым отечественным «Салютом», выведенным на орбиту 19 апреля 1971 года (длина 13,6 м, максимальный диаметр 4,15 м, масса 18,6 т), китайская станция выглядит довольно скромно: длина 10,5 м, диаметр 3,35 м, масса 8,5 т.

На сегодняшний день, грузоподъемность китайских РН не позволяет доставить на орбиту объект тяжелее «Тяньгуна», но вскоре, с появлением новых носителей «Чанчжэн 5», ситуация изменится.

«Тяньгун-1» была отправлена в космос 29 сентября 2011. 2 ноября к ней в автоматическом режиме причалил «Шэньчжоу-8» - это была первая стыковка китайских космических аппаратов.

Вслед за космической лабораторией «Тяньгун-1», которая пробудет на орбите два года, и примет ещё один пилотируемый корабль – «Шэньчжоу-10», планируется запустить «Тяньгун-2» и «Тяньгун-3». Все три проекта предназначены для отработки технологий и средств обеспечения длительного пребывания в космосе, необходимых для строительства большой орбитальной станции. Такая станция (китайский «Мир») будет построена в период с 2018 по 2022 годы. Она будет иметь массу около 60 т (масса станции «Мир» с модулями превышала 120 т, масса МКС около 420 т). Китайская станция будет состоять из трех модулей — двух лабораторных (длиной 14,4 м) и одного жилого (длиной 18,1 м).

На основе «Тяньгуна» Китай планирует создать транспортный корабль для снабжения большой орбитальной станции (китайский «Прогресс»). Судя по этим планам, пилотируемой экспедицией на Луну Китай займется не раньше 2025 года.

Автор: Александр Ильин