Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Утраченное дорисует воображение

Французские ученые попытались воссоздать облик шедевра романского искусства с тысячелетней историей.

В конце марта в Национальном музее Средневековья (отель и термы Клюни) в Париже открылась выставка, на которой впервые представлена реконструкция портала уничтоженной гигантской базилики старинного Аббатства Клюни.

В течение четырех столетий вплоть до освящения собора святого Петра в Риме, гигантская базилика Аббатства Клюни в Бургундии была самой крупной церковью в христианском мире (длина ее составляла 187 м, высота – около 30 м). Его история прервалась во время Великой французской революции. Сначала арестовали монахов. Потом солдаты разобрали крышу для извлечения из нее свинца (видимо, на пули для Революции). Внутрь собора стала проникать дождевая вода. Это способствовало быстрому обветшанию. В итоге, ничего не придумали лучшего, как… распродать строительный материал, из которого был воздвигнут храм. По заметкам современников, многие рыдали, вспоминая величие собора, и возмущались такой распродаже собственности, но все-таки раскупили камень. Главная базилика была превращена в каменоломню и почти полностью разрушена в течение нескольких лет. «В 1820-х годах английский путешественник описал огромную лужайку, на которой прежде находилось здание», — рассказывает хранитель музея Клюни Дэмиэн Берне.

Сложно поверить, но то, что считалось символом христианства после завершения строительства аббатства в 1130 году, почти полностью исчезло с лица земли. Об истории строительства аббатства до наших дней дошло очень мало письменных источников и, как ни странно, еще меньше — изобразительных свидетельств.

К горькому выводу пришел искушенный в архитектуре американский археолог Кеннет Конант, увидевший остатки постройки в 1920-х годах. Приехав во Францию при поддержке Гарвардского университета, он планировал ознакомиться со зданиями, разрушенными во время Великой французской революции, но так никогда и не покинул первый пункт своего путешествия – Клюни.

Приступая к исследованию оставшихся следов собора, он сделал пробный раскоп там, где когда-то находился главный портал базилики. Чтобы разровнять площадку под другую постройку, его взорвали. Скульптурные украшения создавали неровности, а романское искусство в то время совсем не ценилось. Речь идет об уникальном каменном блоке весом 23 тонны с полихромными скульптурными украшениями. Этот портал впоследствии был признан одним из наиболее значимых шедевров романского искусства, к сожалению, известным только фрагментарно. Имея под руками всего-навсего несколько невнятных гравюр и акварелей, Конант попытался представить формы портала, набросав мелом контуры предполагаемых скульптур на полу своей комнаты и расположив на них фрагменты, извлеченные на поверхность.

Раскопки Конанта не были завершены, а второе археологическое исследование состоялось лишь в 1980-х годах. На сегодняшний день насчитывается около двухсот скульптурных фрагментов. Кропотливая работа по восстановлению облика портала наконец окончена и впервые публично представлена на выставке, открывшейся недавно в Париже. Все фрагменты размещены на остове, представляющем форму портала. Так он выглядит в представлении современных историков и археологов. О работе ученых снят небольшой фильм, который показывается в одном из выставочных залов. выставки. семиминутный фильм, рисующий реалистичные образы. Конечно, это по большей части лишь их предположения, но они успешно справились со своей задачей, остальное должно дорисовать воображение зрителя. После Парижа выставка отправится в Бургундию, в Музей искусства и археологии Клюни.

На иллюстрациях (сверху вниз): 1) Южная башня – то, что осталось от гиганской базилики; 2 и 3) Новая реконструкция портала базилики Клюни и его скульптурный фрагмент; 4) Реконструкция базилики Клюни (третьей, сооруженной в 1088-1095 гг.) и последней; 5) Собор Клюни на акварели; 6) Очертания базилики на юбилейной монете 5 евро, выпущенной в 2009 году к 1100-летию основания Аббатства Клюни; 7) Современный вид.

Автор: Елена Горина

Источник: www.nkj.ru