Миссия не выполнена

Неудачно завершилась первая за 15 лет попытка российских специалистов отправить исследовательский зонд к другой планете. Пока «Фобос-грунт» сходил с орбиты, было время задуматься над состоянием нашей космической отрасли.

15 января в 21:45 российская межпланетная станция «Фобос-Грунт» вошла в плотные слои атмосферы. Запущенный в ночь с 8 на 9 ноября 2011 года аппарат, над которым трудились тысячи людей в течение многих лет, не смог стартовать с околоземной орбиты в сторону Марса, несмотря на многочисленные попытки вернуть контроль над ним.

Главной задачей миссии было установить механизм возникновения Фобоса: образовался ли он вместе с Марсом или был захвачен позже из пояса астероидов. Это позволило бы обосновать модель формирования Солнечной системы. Из двух марсианских лун Фобос был выбран ещё и потому, что он ближе к Марсу, чем Деймос, и на нем может находиться марсианский грунт, выбиваемый с поверхности планеты при падении метеоритов.

Сейчас, после более чем 20-летнего перерыва в отечественых межпланетных исследованиях, проект «Фобос-Грунт» кажется слишком амбициозным. Аппарат должен был не только долететь до спутника и сесть на его поверхность, но и вернуться на Землю. Подобный полет к Луне длится две недели. Многолетнюю экспедицию с возвратом никто еще не делал, и даже в США о ней только задумывались.

В те годы, когда «закладывался» проект «Фобос-Грунт», ещё были свежи воспоминания об исключительно успешных миссиях к Венере и комете Галлея (проект «Вега»), и экспедиция за грунтом спутника Марса выглядела вполне решаемой, хотя и сложной задачей. Сегодня же стоит признать, что запущенные в 1984 г. «Веги» стали последними полностью успешными отечественными межпланетными миссиями. То есть к моменту реального развертывания работы над «Фобос-Грунтом» из российской космонавтики ушло целое поколение специалистов, которые имели опыт создания автоматических станций и их управления на межпланетных траекториях. Передать свой опыт им было некому – молодые ученые в начале и в середине 1990-х в космическую отрасль почти не приходили.

Многому в проекте «Фобос-Грунт» приходилось учиться с нуля – и сразу же на очень сложной миссии. Плюс к этому то и дело менялась конструкция аппарата. После появления китайского «попутчика» – микроспутника «Инхо-1», пришлось почти полностью перекраивать проект и переходить с «Союза» на «Зенит». Возможно, в ходе этих многочисленных изменений и возникли предпосылки той ошибки, которая не позволила аппарату улететь от Земли.

В качестве основной причины неудачи можно выделить недофинансировании именно научной составляющей космической отрасли. Финансирование космической науки составляет всего 7% от бюджета Роскосмоса, причем эти средства распределяются между всеми научными разработками. К примеру, стоимость всех работ по проекту «Фобос-Грунт» за все 15 лет составила примерно 170 млн долл. США, да и те в основном были выделены лишь в последние пять лет. Для сравнения: стоимость американских научных разработок, связанных с запуском марсохода Curiosity (Mars Science Laboratory), успешно стартовавшего 26 ноября 2011 г. к Красной планете, составила 2 млрд долл.

С точки зрения наработки опыта было бы логичнее начать с подготовки лунных миссий, создав в первую очередь относительно недорогой зонд, на котором можно было бы отработать и новую платформу, и технологию связи и управления, и способы взаимодействия специалистов. В реальности получилось всё наоборот: сначала чуть ли не с нуля создавали сложнейшую межпланетную станцию, а лунный проект на ее базе отнесли на 2015 год.

Автор: Александр Ильин