Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Нефть на Крайнем Севере

Нефть и газ есть на протяжении всей северной границы России, но добраться до них трудно из-за климатических особенностей, транспортных проблем и неравномерности залегания нефтегазовых пластов.

На арктическом шельфе запасов нефти может быть много, но масштабных месторождений нет. В основном, большое число залежей расположено в разных местах и в небольших объемах. Так, например, запасы нефти есть на Земле Франца-Иосифа (добраться до них мешает мощный водяной пласт, высокое давление и быстрое течение). Нефть есть и в Мезенской синеклизе (прогибе земной коры). Это доказывают образцы кернового материала, который доставляли с месторождения.

Алексей Баринов, почетный доктор Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова (САФУ) и генеральный директор предприятия «Архангельскгеолдобыча» считает, что очень много месторождений будет еще открыто на шельфе в Ненецком автономном округе. В Архангельской области и Ненецком автономном округе уже давно ведется разведка месторождений, однако освоение месторождений затягивается из-за проблем с транспортировкой углеводородов. По тем же причинам в настоящее время разрабатываются и осваиваются далеко не все месторождения углеводородов в северной части страны.

Самый первый нефтяной терминал был построен на острове Варандей, который с 1998 года добывал 5 млн тонн в год. Сегодня в 22 км от Варандея построен огромный терминал, который рассчитан на добычу 70 млн тонн в год, но из-за проблем с транспортировкой нефти объемы годовой добычи составляют всего 12 млн тонн.

Между тем, запасов тяжелой нефти, например, на острове Варандее, до которой очень трудно добраться, во много раз больше, чем запасы «легких» углеводородов, которые осваиваются на Варандее и на Таравейском месторождении в целом. Возможное решение – отправлять нефть и морем, и по нефтепроводу от Варандея с выходом на Харъягу и дальше на материк, что даст больше оснований вкладывать деньги в разработку открытых месторождений.

Другая проблема связана с завозом на объекты материально-технического оснащения. Это можно делать только в зимнее время по льду. Для отправки оборудования морем требуется особая упаковка, которая бы защитила аппаратуру от разъедающей металл соленой воды.

Автор: Юлия Гальченкова

Источник: www.nkj.ru