Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Арктика ждет конструктивных решений

Ведущими темами Второго международного форума «Арктика — территория диалога» стали проблемы формирования транспортной системы в Арктике и безопасности при добыче и транспортировке полезных ископаемых.

Арктика — один из самых богатых регионов России, поэтому разработка и разведка шельфов в месторождениях Арктической зоны станет новой страницей в освоении энергоресурсов нашей страны. Здесь открыто 279 месторождений нефти и газа, более 350 месторождений золота, алмазов, черных и цветных металлов, а добыча углеводородов обеспечивает 11% национального дохода и занимает почти четверть всего российского экспорта.

Из-за глобальных климатических изменений площадь льдов в Арктической зоне уменьшается, а это упрощает геологоразведку и открывает путь к новым месторождениям. Северный морской путь также становится всё более привлекательным направлением, поскольку увеличиваются периоды устойчивой навигации. Севморпуть значительно сократит маршрут доставки грузов из Европы в Восточную и Юго-восточную Азию, уменьшая время в пути почти на две недели. Расстояние, которое должны пройти суда из порта Мурманск в японский порт Иокогама через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, а Северным морским путем — только 5770. Освоение и использование Северного морского пути станет фундаментом для развития Арктического региона в целом.

Но сегодня ситуация с транспортной инфраструктурой здесь скорее плачевная — в частности, удручает состояние нашего атомного ледокольного флота, ведь не секрет, что только этот вид морского судна способен «прорубить» ворота в Арктику. Уже к 2016 году он утратит свою дееспособность. Но по программе «Развитие транспортной системы России на 2010 — 2015 гг.» планируется построить три атомных ледокола, первый из которых спустят на воду уже через 5 лет, а до конца 2020 г. еще три. Кроме того, в следующем году начнется строительство нового типа атомного ледокола, который по своим качествам должен превзойти предыдущие. На нем будет установлена новейшая аварийно-спасательная система. Новый ледокол сможет заняться не только проводкой судов по Севморпути, но и выполнять поисково-спасательные работы. Также планируется создание трех универсальных двухосадочных атомных ледоколов — это принципиально новый шаг в обновлении ледокольного флота. Двойная осадка 10,5 и 8,5 метров позволит работать судам не только в открытом море, но и в устье мелких рек. А три новых дизельных ледокола заменят пять уже существующих судов типа «Арктика» или «Таймыр», которые сегодня составляют основу ледокольного флота России. Планируется развивать в Арктике также арктическую авиацию, создавать новые аэродромы. Через 10 лет здесь должны появиться 10 аварийно-спасательных центров.

Что касается экологической безопасности в регионе, то Министр природных ресурсов Юрий Трутнев сообщил, что работы по очистке островов планируется выполнить в течение трех ближайших лет, и на эти цели выделены 2 млрд рублей, а вместе с экспедиционным судном «Михаил Сомов» уже были вывезены на материк с острова Врангеля первые 2000 пустых бочек из-под нефтепродуктов, которые были брошены в Арктике в советское время. В 2010 г. был разработан законопроект о защите морей от загрязнения и накануне форума он был принят Госдумой в первом чтении. Этот проект позволит предупредить будущие риски загрязнения и исправить существующие ошибки. Например, сегодня нет технологии, позволяющей ликвидировать разлив нефти в экстремальных условиях Севера.

Большую роль в поддержании экологического баланса Арктики играют особо охраняемые природные территории. Сейчас в Арктике 18 таких территорий федерального значения и 86 регионального. До 2020 г. будут созданы две крупные заповедные территории — национальный парк в Беринговом море и заповедник на Медвежьих островах.

На сегодняшний момент проблема спутниковой навигации в Арктике решена: система ГЛОНАСС на 100% покрывает регион, ее точность составляет 5,5 м. К концу года ГЛОНАСС, которая работает совместно с GPS, будет обеспечена шестью резервными спутниками на орбите.

Вспомнили на форуме и о Многоцелевой космической системе «Арктика» — правда, с 2009 г. особых подвижек в этом направлении не наблюдается. В задачи системы входят и экологический мониторинг, и метеорологическая оценка, и обеспечение геологоразведочных работ различного профиля и мн.др. Запуск первого спутника МКС «Арктика» намечен на 2014 г.

Примечательно, что форум прошел в стенах Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова (САФУ). Как писал великий ученый об Арктике, «наше главное намерение здесь простирается». По словам Сергея Шойгу, сама направленность этого высшего учебного заведения вселяет уверенность в успешном будущем этих намерений.

Следующий Арктический форум будет посвящен природоохранной деятельности в регионе.

На фото:

1. Здание Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова (САФУ);

2, 3. Проект-идея г. Умка (криптоклиматический город за полярным кругом) на 5000 жителей на о. Котельный (Архипелаг Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане), авторский коллектив Российской Академии Художеств под руководством заслуженного архитектора России В. Ржевского;

4. Буксировщик водолаза (увеличивает дальность доставки, экономит время и количество воздуха);

5. Проект судна для навалочных и насыпных грузов, разработанный в рамках молодежной социальной инициативы выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Автор: Никита Ворожищев

Источник: www.nkj.ru