Загадка Кавказа: озеро Казеной-Ам

В высокогорном озере на Кавказе водится уникальный вид форели, на примере которого можно выяснить механизмы эволюции.

Об озере Эйзенам (Казеной-Ам) слышали не все. Зато на Кавказе о нём знает каждый. Это одно из самых красивых высокогорных (находится на высоте 1869 м над уровнем моря) озер Северного Кавказа и Юга России, окруженное горами и возвышающимися со всех сторон горными склонами. Казеной-Ам (в переводе с чеченского Голубое) расположено на границе Веденского района Чеченской республики и Ботлихского района Дагестана и интересно не только как живописный уголок планеты.

Еще в 1963 году Казеной-Ам привлекло внимание ученых, но результатом проведенных работ оказались лишь общие сведения. С тех пор озеро изучалось лишь эпизодически, но совсем недавно Русское географическое общество (РГО) совместно с Федерацией подводного спорта Республики Татарстан и научным комитетом Федерации подводного спорта России провело комплексные исследования. Проект получил название «Загадка Кавказа – высокогорное озеро Казеной-Ам». А загадки в этом необычном водоеме в прямом смысле водятся. Озеро, как замкнутый водоем, представляет большой интерес для изучения процессов формирования изолированной фауны. Уникальным объектом научных исследований здесь стала эйзенамская форель. Рыбка занесена в Красную книгу и имеет особые морфологические признаки, благодаря которым зоологи выделяют её в отдельный подвид на фоне остальных форелей Кавказа. На примере таких видов и форм можно выяснить механизмы эволюционного процесса и адаптации животных к различным средам обитания. Сегодня для ученых совершенно очевидно происхождение эйзенамской форели.

Дело в том, что озеро Эйзенам (так его больше называют на Кавказе) относится к бассейну реки Сулак, в которой водится обычная форель, появившаяся там в геологическом смысле сравнительно недавно (всего лишь несколько миллионов лет назад или даже меньше). Но в связи с тем, что произошел оползень, образовавший озеро, форель ручьевая была вынуждена изменить не только место обитания (оказавшись в изолированном водоеме), но и образ жизни, а, соответственно, и свою морфологию, что и представляет собой эволюционный процесс. Эта форель была хорошо изучена и описана ещё в 30-е годы — уже тогда стало ясно, что это другой подвид или даже вид. По словам исследователей, эйзенамская форель водится только в Эйзенаме (оттуда, собственно, и её имя).

Правда, есть и ещё одно место близ Казеной-Ам, где эта рыбка обитает, — озеро Мочох. Но, как утверждают участники экспедиции, её туда заселили искусственно. Мочох образовалось в 1963 тем же образом, что и Казеной-Ам: в результате схода оползня, перегородившего маленькую речку. И вот здесь самое интересное: сравнивая эти два водоема, можно установить, за какое время происходят морфологические и экологические изменения. Для науки это очень важно, к тому же эксперимент (образование двух озер Казеной-Ам и Мочох) провела сама природа.

Исследование озера проходило в несколько этапов. По заданию учёных с каждых 10 м аквалангисты должны были принести им образцы воды, планктона, фауны и, особенно ценные, образцы донного грунта. Для этого каждому выдали специальный контейнер. «Берега здесь крутые, благодаря чему вышеводная растительность здесь развита очень слабо и представлена редкими островками, а подводная растительность, напротив, развита очень хорошо, — рассказывает Директор Дагестанского филиала Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства Абдусамадов Ахма Саидбегович, — если говорить о планктонных пробах, то зоопланктон здесь представлен семью видами ракообразных организмов». Надо сказать, что относительно высокая биомасса зоопланктонных организмов является благоприятным условием для обитания и питания молоди рыб. А в Эйзенаме показатель по планктонам необычный — здесь очень высокая биомасса зоопланктона, что нехарактерно для горных водоемов.

Так или иначе, исследования этого региона только начинаются, и необычный феномен озера Казеной-Ам только открывает дорогу к новым загадкам. Ещё до последней экспедиции местные жители были практически уверены, что у озера нет дна. Сегодня ученые уже успокоили их: «Дно есть! На глубине 72 метров». Но в то же время, пошли слухи о том, что ещё выше в горах есть озеро, которого нет ни на одной карте Чечни, а это означает только одно — впереди новые открытия.

На фото: озеро Казеной-Ам.

Автор: Никита Ворожищев