Катапультное кресло с историей

В Московском авиационном институте смонтирован постоянный стенд, на котором выставлено уникальное катапультное кресло пилотов современных военных самолётов.

Русский ас Анатолий Квочур при разгоне самолёта на авиасалоне в Ле Бурже «поймал» в двигатель птицу и при нулевой вертикальной скорости привёл в действие катапультное кресло. Своими кульбитами в небе он удивляет зрителей аэрокосмических салонов в Жуковском до сих пор.

Постоянный стенд с этим самым катапультным креслом установлен на кафедре систем оборудования летательных аппаратов МАИ. Это модификация катапультного кресла К-36РБ класса «0-0» с возможностью спасения в широком диапазоне высот и скоростей, начиная от катапультирования из стоящего на старте или на взлетно-посадочной полосе «Бурана» и до скоростей М=3,5 на высотах до 35 км. Разработано оно было ещё в 1980-х годах специально для спасения экипажа «Бурана» в КБ «Звезда» под руководством Главного конструктора Гая Северина.

Катапультные кресла К-36РБ, в которых члены экипажа должны находиться в скафандрах (защитное снаряжение «Стриж» также создано в КБ «Звезда» специально для полётов на орбитальных кораблях), обеспечивают удаление экипажа на расстояние 500 м за 9-10 секунд. Катапультное кресло оснащается энергодатчиком, состоящим из двухтрубного стреляющего механизма и двух двигателей с импульсами 600 и 3000 кгс. В состав электрической системы управления входит электронное программное устройство, сопряжённое с бортовой системой автоматики космического корабля, и средства формирования оптимальной траектории, обеспечивающие безопасное катапультирование членов экипажа при аварии ракетно-космического комплекса на стартовой позиции, на участке выведения на орбиту (до высоты 25 км и скорости М=3 (скорость, превышающая скорость звука)), при спуске многоразового корабля с орбиты и приземлении вплоть до полной остановки корабля.

В состав катапультной входят также кислородное оборудование, обеспечивающее при катапультировании на больших высотах жизнедеятельность одетого в спасательный скафандр космонавта, и размещённый в кресле аварийный запас со средствами поиска и выживания в случае аварийного приземления или приводнения в различных климатогеографических условиях.

Катапультное кресло Гая Северина превосходит все известные устройства подобного типа, включая конструкции именитой американской фирмы «Мартин-Беккер».

Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Юрий Егоров


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее