ГЛОНАСС проверят в «кругосветке»

Российские яхтсмены готовятся к трехлетнему кругосветному плаванию, в котором опробуют отечественную навигационную спутниковую систему.

Экспедиция посвящена 50-летию полета в космос Юрия Гагарина и станет первым кругосветным плаванием, в котором для навигации будет использоваться только российская навигационная система ГЛОНАСС. Во время плавания будет производиться непрерывный мониторинг зоны покрытия, точности позиционирования и стабильности работы системы. Итогом станет вывод о возможности использования системы для гражданских нужд.

По словам капитана яхты «Дельта» Андрея Невзорова, как сейчас мы не можем представить жизнь без компьютера, так же через каких-то десять лет подавляющее большинство людей станет использовать навигаторы. Они будут сопровождать нас повсеместно и на протяжении всей жизни – с младенчества до глубокой старости. Уже сегодня устройства миниатюрны, просты в эксплуатации и достаточно дешевы. При этом надо понимать, что навигаторы выполняют функцию приемников сигнала, а передатчики – это большая орбитальная группировка, состоящая из десятков спутников, а также огромный комплекс поддержки на Земле.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

А.Невзоров напомнил, что до сегодняшнего дня монополистами в предоставлении услуг спутниковой навигации были американцы, первыми развернувшие систему Global Positioning System, или GPS. Именно на сигналы GPS и настроено сегодня подавляющее большинство принимающих устройств конечных пользователей. Сама же система GPS является собственностью правительства и министерства обороны США. Это означает, что в любой момент система может быть полностью или частично (для определенного района) отключена, искусственно загрублена, или в нее могут быть намеренно введены ошибки. «Я знаю, как минимум, о двух случаях отключения сигнала: во время Осетинского конфликта, когда без сигнала осталось все Черное море, и во время боевых действий в Югославии, когда была отключена вся Адриатика. Кроме того, есть места, где в принципе невозможно поймать сигнал GPS», - отметил руководитель экспедиции.

Поэтому, по его мнению, создание нашей страной собственной глобальной навигационной системы, альтернативной американской GPS, – это сильный технический и технологический прорыв. «Это не только залог повышения безопасности в море и на суше, но и повод для гордости за нашу державу. Как полвека назад наши отцы гордились полетом Юрия Гагарина в космос, так и мы сегодня можем гордиться тем, что у России появилась своя навигационная спутниковой система. И мы с гордостью говорим, что российская яхта, построенная на российском заводе, стартует из Москвы и пройдет кругосветное плавание целиком под российской навигационной системой», - сказал А.Невзоров. Также он высказал мнение о том, что сегодня яхта – не роскошь, а, скорее, средство передвижения: по его словам, в последнее время цена небольшого судна, которое может совершать океанские плавания, соизмерима с ценой иномарки представительского класса.

А.Невзоров – яхтсмен со стажем. Четыре года назад уже совершил плавание вокруг Европы. Взяв в помощники собственных детей-школьников, он в течение одной навигации прошел следующий маршрут: Москва-река – каналы имени Москвы и Волго-Балт – Онежское и Ладожское озера – Санкт-Петербург и Балтийское море, Северное и Норвежское моря – Атлантика. Далее, выйдя сквозь Гибралтарский пролив в Средиземное море, через Эгейское, Черное, Азовское моря, Дон и Волгу вернулся обратно в Москву.

Организаторы экспедиции сообщили, что проект получил одобрение Госдумы РФ и проходит рассмотрение в комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при Президенте России. Вместе с тем, по сообщению гендиректора компании «Микстмарин» (дистрибьютор судового навигационного оборудования) Алексея Власова, подготовка экспедиции не обходится без ряда бюрократических согласований. Разрешение на проход частной яхты по внутренним водам страны необходимо получить у девяти министерств и премьер-министра России.

Экспедиция также пройдет под патронажем ЮНЕСКО и является частью программы UNESCO-YACHTING – серии походов экспедиций на парусных яхтах, призванных популяризировать плавания под парусом как средство приобщения к культурному наследию человечества, под девизом «Наши предки выходили в море за богатствами материальными, мы должны выйти в море за богатствами духовными!». Парусное судно, являющееся абсолютно экологически безопасным средством передвижения, позволяет достичь большинства памятников культуры, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как сообщил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, 2 марта в Париже состоится заседание этой организации, темой которой станет экспедиция А.Невзорова.

Старт «кругосветки» на 30-футовой яхте «Дельта» намечен на 12 июня от Кремлевской набережной.

Автор: Сергей Смирнов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее