Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Больше риса – меньше птиц?

На рисовых чеках Кубани во время простоя 1990-х годов обогатился видовой состав птиц. Теперь рисовая отрасль возрождается, а российские орнитологи ищут способы совместить выращивание риса с гнездованием пернатых.

После длительного спада производства риса в 1990-е годы на юге России обогатился видовой состав птиц, обитающих на рисовых полях. Этому способствовала и «зрелость» сложившейся экосистемы – первые посевы риса начались здесь в 1930-х годах. По данным группы ростовских орнитологов (Борис Казаков и др.), с 1969 по 1976 годы на рисовых полях Западного Предкавказья – в четырёх районах Краснодарского края и в двух районах Ростовской области было зарегистрировано 133 вида птиц. Наиболее часто встречалось 64 вида. В середине 2000-х годов, как сообщил старший научный сотрудник Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону) Михаил Динкевич, в Предкавказье учёные зарегистрировали 22 новых для рисовых систем вида птиц, среди них серощёкая поганка, белый аист, белоглазая чернеть. В низовьях Кубани и того больше – 57.

Исследования показали, что важную роль в сохранении охотничье-промысловых и редких видов птиц региона сыграли заброшенные рисовые поля Предкавказья. Теперь рисовая отрасль на Кубани возродилась – в Краснодарском крае сейчас производят более 80% всего потребляемого в стране риса. Но как на это отреагирует местная орнитофауна? Орнитологи опасаются, что существующие методы возделывания риса на фоне активизации рисовой отрасли могут отрицательно сказаться на обитающих здесь птицах.

Рисовые поля – чеки – представляют собой выровненные пространства площадью 3-6 га, ограниченные со всех сторон почвенными валиками. Они похожи на мелководья лиманов, плавни или болота. Большое количество имеющегося на них корма привлекает сюда мигрирующих и зимующих птиц, однако условия для гнездования большинству пернатых не подходят. В течение года рисовые поля функционируют в двух «ипостасях»: с мая по август чеки залиты водой, а в остальное время ничем не отличаются от полей пшеницы, ржи и других сельскохозяйственных культур. После посева в мае чеки затапливают, и в июне уровень воды достигает 25-30 см. Цапель, уток, чаек, куликов здесь можно наблюдать всё лето. Но птицы не успевают построить гнезда – им мешают то культивация почвы, то выравнивание и посев риса, вслед за которым поля сразу заливают водой. На оставшихся неровностях чеков, не залитых водой, можно найти гнёзда куликов (чибисов, ходулочников), а вдоль «бровок» – уток, лысух и камышниц. Однако гнёзда даже этих водоплавающих и околоводных птиц часто оказываются разрушенными, когда уровень воды на чеках резко повышается.

Для пролётных и зимующих птиц условия на рисовых полях более благоприятны. Через ирригационные каналы в чеки проникает много рыбы и беспозвоночных, в том числе вредителей риса, которыми питаются птицы. Осенью и особенно зимой пернатые также охотно кормятся на стерне.

По мнению М. Динкевича, при эффективном управлении рисовыми полями можно и хороший урожай получать, и сохранять и привлекать птиц. Для гнездования птиц вполне подойдут специально приподнятые участки чеков или же установка на рисовых полях искусственных платформ. Есть и другие решения, например, во Франции и Испании осенью часть полей не убирают и оставляют залитыми водой для охоты на птиц. Кое-где за рубежом на чеках разводят рыб и креветок, разбрасывают по чеку во время кущения риса мелкий, плавающий папоротник азолла. Это позволяет дополнительно обогащать почву азотом – азот фиксируется в сине-зеленой водоросли азорелла, живущей в папоротнике. Комплексное использование рисовых полей практикуется и в странах Юго-Восточной Азии. Рисово-рыбное хозяйство даёт хороший урожай риса, повышает плодородие почв и уничтожает вредителей. Первый способ ведения такого хозяйства – это совместное выращивание риса и рыбы – карпа, толстолобика, карася, буффало. Второй заключается в выращивании рыбы на рисовых полях, отведённых под «водный пар». При этом культуры чередуются: рис-рис-люцерна-люцерна-рис-рис-рыба.

Подобные технологии хорошо отработаны, однако в России почти не применяются. Впрочем, вопрос с гнёздами птиц на рисовых полях не решали и во времена СССР. «Сейчас в некоторых хозяйствах рыба выращивается в чеках, но отдельно. В Астраханской области совместно с рисом разводится гигантская пресноводная креветка – на одном гектаре их собирают до 100 кг. Однако её сильно истребляют цапли», – сообщил заведующий лабораторией ВНИИ зерновых культур им. И.Г. Калиненко (Ростовская область) Павел Костылев. Он пояснил, что сосуществование птиц с рисом бывает разным. Одни пернатые никак не влияют на его урожай, другие вредят – это вороны, воробьи, утки, гуси, которые поедают рис, иногда ломают стебли. Третьи – насекомоядные, поедающие вредителей, их можно отнести к полезным. Местным фермерам по душе лишь последние, а обитание на рисовых полях «нейтралов» готовы терпеть только в том случае, если будут разработаны правительственные программы финансовой помощи для сохранения диких птиц, или же если хозяйства смогут иметь доход от лицензионной охоты на них.

Автор: Вероника Белоцерковская