«Союз» — «Аполлон»: 35 лет встрече над Эльбой
Советские и американские космонавты отпраздновали 35-летие совместного космического проекта «Союз» — «Аполлон».
17 июля 1975 года советский «Союз-19» и американский «Аполлон-18» совершили первую в истории стыковку космических кораблей на орбите Земли. Спустя 35 лет после завершения космического проекта его непосредственные участники, члены двух экипажей — космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов и астронавты Томас Стаффорд и Вэнс Бранд (Дональд Слейтон ушёл из жизни в 1993 году) поделились необычными воспоминаниями о совместной работе.
«Союз» стартовал с космодрома Байконур, с той же самой площадки, откуда совершил свой знаменательный полёт Юрий Гагарин. После выведения «Союза» советские космонавты должны были сформировать свою орбиту, чтобы «Аполлон» мог приблизиться к нему. «Мы два дня пытались догнать «Союз», сделали 8 манёвров, — рассказывает Вэнс Бранд. — Первый раз я увидел его через телескоп на расстоянии 600 километров». Сначала «Аполлон» включил свой маршевый (большой) двигатель, затем Том Стаффорд вручную задействовал малые двигатели, и стыковка состоялась. По программе «Союз» также должен был облететь вокруг «Аполлона» на расстоянии 150 метров. И Том Стаффорд, и Алексей Леонов сочли этот манёвр слишком простым и предложили руководству сократить расстояние до 40-45 метров. Но и русские, и американские специалисты отказались от такого «небезопасного» варианта. Когда Алексей Леонов согласился с этим, Том Стаффорд очень огорчился, но Леонов ответил ему: «Нет ещё такого телескопа, который смог бы отличить 40 метров от 150. Мы будем летать так, как нам надо, никто и не заметит». И «Союз» совершенно спокойно облетел американский корабль на расстоянии около 40 метров, так что космонавты смогли через люки увидеть друг друга лицо в лицо и зафиксировать искусственное затмение Солнца «Аполлоном».
За несколько дней до полёта, чтобы всё было «по плану», «союзников» заставили сдать экзамен по английскому языку (американцы тоже сдавали — по русскому), в срочном порядке была созвана комиссия из преподавателей МГУ, Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Военного института иностранных языков. Леонов и Кубасов получили тогда по «четвёрке», а сегодня улыбаются: «Хорошо, что никто из преподавателей космического лексикона не знал».
Этот проект, запущенный едва не в самый разгар «холодной войны» между СССР и США, стал первой попыткой обмена опытом двух совершенно разных космических технологий — Вэнс Бранд назвал их «ветвями двух деревьев с разными корневыми системами». Уже то, что на американском «Аполлоне» астронавты дышали чистым кислородом, а на «Союзе» поддерживалась земная атмосфера, стало препятствием к свободной стыковке кораблей: «Аполлон» был вынужден стартовать со специальным переходным модулем, а советские космонавты оделись в тяжёлые (8 кг весом), негорючие костюмы, поскольку даже искра на борту «Аполлона» могла вызвать пожар.
По плану космонавты должны были открыть люки и пожать друг другу руки над Москвой, но технические расчеты оказались неверными, и рукопожатие было зафиксировано над рекой Эльбой, где за 30 лет до того, в апреле 1945 года, состоялась встреча американских и советских войск. Космическая «встреча над Эльбой» стала историческим событием, о котором сегодня помнят и американцы, и русские, но, как подмечает Томас Стаффорд, русская молодёжь интересуется и знает о проекте «Союз» — «Аполлон» больше, чем американская.