Нелёгкие времена лёгкой авиации

Завершился пятый юбилейный слёт любителей авиации СЛА-2010, проходивший на подмосковном аэродроме «Большое Грызлово».

Частный аэродром «Большое Грызлово» (под г. Пущино Московской области), арендованный организаторами слёта, расположен крайне неудобно и практически доступен только частному транспорту. Две взлётно-посадочных полосы оставляют желать лучшего – это короткая бетонная и «боевая» грунтовая – коридор среди травостоя в рост человека. Подъезд к технике насыпан из рыхлого песка, а между строевыми линейками – неутрамбованное колдобистое поле. Командно-диспетчерский пункт и «ифраструктура» – в нескольких сотнях метров от стоянки; приказы, сообщения и комментарии еле слышны. Как говорится, всё – на любителя.

Организаторы СЛА-2010 обещали яркое и запоминающееся событие. В День России намечалась красочная лётная программа с выступлениями чемпионов мира по высшему пилотажу, групповой пилотаж на ЯК-52, прыжки спортсменов-парашютистов – победителей и призёров европейских и мировых чемпионатов. Ожидалось прибытие более сотни самолётов и более тысячи участников.

Видимо, далеко не все владельцы заявленной техники сумели попасть на место событий, хотя и стремились. Насчитали четыре линейки по пять-семь самолётов в каждой, неподалёку ещё десяток-полтора объезженных десятилетиями аппаратов (в том числе самолёты местного Центра парашютной подготовки). Самоделок – не наберётся и десятка. А ведь слёт предполагался как общероссийский. Обидно, но СЛА-2010 наглядно проиллюстрировал падение уровня российского авиапрома и конструкторской школы самолётостроения. Где теперь ДОСААФ (РОСТО) и технические центры для молодых любителей авиации? Безусловно, что-то есть, но этого так мало! Где развитое авиасообщение, тысячи аэропортов, аэродромов и посадочных площадок? Они остались, но многие – пусты, и это очень хорошо видно сверху тем, кто ещё летает.

Незыблемым остаётся лишь творческое начало в людях, которые не мыслят свою жизнь без неба. И мы о них обязательно расскажем. Но, вглядываясь в их чаще всего уже немолодые лица и не блещущие оптимизмом глаза, невольно вспоминаешь другие – озарённые и счастливые – у слетевшихся со всей Европы на авиационный праздник в немецкий Фридрихсхафен. А что и говорить о самом крупном слёте авиаторов, который ежегодно проходит в г. Ошкош (США, штат Висконсин), где собирается более 10 тыс. летательных аппаратов со всего света? Далеко не в пользу СЛА-2010 и сравнение с последними слётами советских времён. Они проходили в Киеве, в Риге, в московском Тушине, в Чернигове, куда съезжались сотни истинных любителей авиации с аппаратами в основном гаражного исполнения, определяющими развитие лёгкомоторной авиации, её суть.

Погода внесла коррективы в полёты на СЛА-2010 в День России: из-за сильного ветра не смогли показать свою программу парапланеристы и самые лёгкие летательный аппараты. Но Андрей Черников на лёгком «Августе» и самый почётный участник СЛА, конструктор и пилот своего «Эдельвейса» 74-летний Геннадий Алексеевич Зотов и несколько раз отважно штурмовали небо. Ливень отодвинул на более позднее время и выступление блистательных лётчиков. На спортивном Су-31М показала свой чемпионский пилотаж Светлана Капанина, признанная «королева небес», ставшая самой титулованной лётчицей за всю историю мировой авиации. Её наградили именной медалью Международной авиационной федерации (FAI) как лучшего пилота столетия (лётчицу награждали вместе с Армстронгом, первым человеком, вступившим на Луну). Виктор Чмаль, многократный чемпион мира, поднявший за почти 30 лет своей лётной работы в воздух более 20 видов летательных аппаратов, выступил на самолёте немецкого производства Экстра-300. Первые страницы «крылатых» биографий этих лётчиков написаны в советской школе лёгкомоторной авиации, не знающей себе равных, пока летают эти герои. А где же их смена?

Следующий день омрачило ЧП: потерпел катастрофу гидроплан Л-42, погибли люди. Летающая лодка давно известной конструкции заводского изготовления, сертифицированная и облётанная, сев на ближайшее озеро, стартовала с него и вдруг, сорвавшись, рухнула на берег и загорелась. Конкретную причину выяснит специальная комиссия. И всё-таки в авиации общего назначения (АОН) чрезвычайные ситуации – редкость. Но небо требует постоянной практики. Сегодняшние любители авиации с горечью сетуют: стать пилотом и законным обладателям летательного аппарата в России очень трудно. (Одно только получение лётной годности займёт у нас не менее 4 часов, для сравнения – в США эту процедуру можно пройти за 4 минуты). Чем сложнее процедуры сертификации, чем они запутанней – тем выше вероятность ошибок, порой роковых.

Весь цивилизованный мир летает везде и всюду по уведомительной системе, и только в России законодательно действует разрешительная. Что это значит? Владелец самолёта (он его смастерил или купил) решил отправиться в путешествие или в гости. Летательный аппарат сертифицирован, зарегистрирован, пилот знает все правила. Звонит диспетчеру и уведомляет о своём намерении. Маршрут известен, место посадки тоже. И полетел. Так всё организовано у них, на Западе. «У нас же, в России, надо пройти десяток инстанций. Это, конечно, отнимет у вас время и отложит полёт на неопределённый срок. А пока ваш летательный аппарат будет стоять «по-честному» в ангаре (это стоит денег) либо вы будете вынуждены «партизанить» – летать там, где вас не увидят», – говорят бывалые пилоты-любители.

Подобные слёты призваны демонстрировать достижения АОН, дать возможность профессионалам и энтузиастам самолётостроения встретиться и пообщаться. АОН ни у кого не просит денег и способна развиваться сама: закупать готовые летательные аппараты, создавать новые, обслуживать их и эксплуатировать. Пора вспомнить о лёгкой авиации. Именно она поможет не только организовать сельскохозяйственные, поисковые работы, мониторинг местности, но и почувствовать себя единым народом единой великой страны, которой дано самое большое небо в мире.

На фотографиях:

1) Геннадий Зотов выводит «Эдельвейс»;

2) Двое в красном: Николай Шаповалов и его «Гренадёр»;

3) Пилотаж Светланы Капаниной;

4) Виктор Чмаль – почти на «ноже»;

5) «Август» в полёте;

6) Летающая лодка «плывёт» по траве;

7) «Сигма 5» Сергея Игнатьева;

8) Панорама слёта.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Юрий Егоров, Татьяна Новгородская


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее