Большой адронный коллайдер вновь запущен

Большой адронный коллайдер, находящийся близ Женевы в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), вновь запущен. Первые пучки протонов начали циркулировать по 27-километровому туннелю навстречу друг другу в 04:10 по центральноевропейскому времени (06:10 по московскому времени) 28 февраля.

Теперь учёные будут постепенно увеличивать скорость протонов, движущихся по туннелю, который расположен на 100-метровой глубине на границе Швейцарии и Франции. При помощи тысяч сверхпроводящих магнитов общей длиной более 22 км, охлаждённых до температуры –271°C, нужно разогнать пучки до скорости, близкой к скорости света.

Учёные надеются, что вскоре им удастся довести энергию встречных пучков до 7 тераэлектронвольт (ТэВ) или 3,5 ТэВ на пучок. Тогда и начнутся эксперименты, ради которых, собственно, и создавался коллайдер в ЦЕРНе стоимостью в 10 млрд швейцарских франков ($9 млрд по нынешнему курсу).

Исследуя столкновения частиц, физики надеются проникнуть в тайны материи.

На сегодняшний день рекорд Большого адронного коллайдера – столкновение пучков протонов на энергии 2,36 ТэВ, произошедшее в декабре прошлого года (см. "http://www.nkj.ru/news/16910/"). В результате был преодолён рекордный до этого уровень энергии в 1,96 ТэВ (или менее 1 ТэВ на пучок), достигнутый на уже работающем вблизи Чикаго коллайдере «Теватрон» лаборатории «Ферми».