Маркер депрессии найден?

Союз физиков, физико-химиков и психиатров принёс свои плоды. Этот объединенный творческий коллектив разработал объективный метод оценки депрессивных состояний и эффективности их лечения.

Ученые из Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН), НИИ физико-химической медицины Росздрава и МНИИ психиатрии Росздрава уже не первый год разрабатывают методы оценки эффективности лечения депрессии. Что неслучайно. Депрессия – одно из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. Больных лечат широким спектром антидепрессантов, механизм действия которых различен. Насколько они эффективны в каждом конкретном случае, судить приходится субъективно, опираясь на чисто внешние поведенческие реакции больных.

В основу нового метода объективной оценки лег флуоресцентный метод изучения структуры альбумина, присутствующего во всех тканях организма, и составляющего до 50-60% белков сыворотки крови.

В молекуле альбумина есть специальные связывающие центры, к которым могут присоединяться небольшие молекулы. Таким путем альбумин связывает продукты метаболизма, переносит их через кровь в другие части организма, где происходят дополнительные биохимические превращения, и, в конечном счете, очищает организм от вредных веществ. В результате присоединения малых молекул к большой молекуле альбумина в ее конформации (пространственной структуре) происходят некоторые изменения. Структурные изменения заметны и при различных патологических состояниях организма, при которых меняется качественный и количественный состав продуктов метаболизма.

По словам ответственного исполнителя проекта, ведущего научного сотрудника ФИАН Татьяны Сырейщиковой у исследователей появилась идея, проследить, как меняется пространственная структура альбумина при психических расстройствах.

Для контроля изменения структуры молекулы альбумина ученые использовали методику флуоресцентных зондов. Если химическим способом «пришить» флуоресцентный зонд к молекуле альбумина, то по особенностям затухания флуоресценции можно обнаружить изменения в пространственной структуре альбумина. Для возбуждения флуоресценции зонда использовался лазер пикосекундного диапазона и детектор с пикосекундным разрешением, благодаря чему исследователи могли следить за процессами длительностью в десятые доли наносекунды. Ученые детально проанализировали, как затухает флуоресценция зондов, у больных депрессией и здоровых людей.

Оказалось, что у больных депрессией кривые затухания флуоресценции идут ниже кривых здоровых людей. Более того, ход этих кривых различался до начала лечения депрессии и после трехнедельной терапии.

"Разница оказалась не очень большой, но стабильной. У всех пациентов, которых мы обследовали, кривая затухания флуоресценции зонда, полученная после лечения, всегда идет выше кривой, снятой до терапии, в среднем на 15%. Это означает, что конформация альбумина меняется в сторону нормы, то есть больные положительно реагируют на подобранные лекарства", - рассказала Татьяна Сырейщикова.

Исследователи считают, что конформация альбумина может стать биологическим маркером депрессии, с помощью которого также можно судить об эффективности проведенной лекарственной терапии. Но пока до клинического применения метода еще далеко – необходимо повысить чувствительность анализа. Именно сейчас и заняты ученые.