№09 сентябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Пожиратели бактерий

Медики серьезно встревожены: антибиотики становятся бессильными перед многими смертельно опасными инфекциями. Спасение врачи видят в вирусах.

Речь идет о бактериофагах – вирусах, способных убивать бактерии. Бактериофаги были открыты еще в 1896 году – британский химик Эрнест Ханкин впервые описал некий агент, вызывающий гибель бактерий. Но свое имя «агенты» получили лишь в 1917 году , когда сотрудник института Пастера в Париже Феликс Д'Эрелль предложил их называть бактериофагами – «пожирателями бактерий». Вскоре, в 1921 году Ричард Брайонг и Джозеф Мэйсин – последователи Феликса Д'Эрелля – впервые описали успешный способ лечения стафилококковых заболеваний кожи стафилококковым бактериофагом. Аж до середины 20 века бактериофаги широко изучались и использовались для лечения таких тяжелых болезней как дизентерия, тиф, холера, гнойно-септические инфекции, после чего им на смену пришли антибиотики, открытые в 1929 году, и получившие стремительное развитие в 40-60-х годах прошлого века. Успех лечения антибиотиками привел практически к забвению бактериофагов. Их изучением в основном занимались в СССР в Институте исследования бактериофагов в Тбилиси (который вошел в состав группы Институтов вакцин и сывороток) и в Польше. Об этом рассказал в Московском Доме ученых заведующий кафедрой дезинфектологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, профессор Василий Акимкин на Круглом столе, посвященном проблеме устойчивости бактерий к антибиотикам.

Сейчас бактериофаги весьма успешно используются в педиатрии, при лечении ожогов (в комбинации с антибиотиками), в хирургии для лечения гнойных ран (зачастую, когда антибиотики бессильны), при разных хронических урологических, кишечных, кожных инфекциях, и что очень важно – при внутрибольничных инфекциях, которые приобретают во всем мире всё большие масштабы. Возбудители внутрибольничных инфекций – одни из самых «злых» бактерий, не поддающиеся большинству антибиотиков. Именно на фаги возлагают надежды для борьбы с инфекцией, развивающейся при протезировании, когда в организм вводятся инородные материалы.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Как сообщила Татьяна Перепанова, заведующая отделом инфекционно-воспалительных заболеваний НИИ урологии, в отличие от антибиотиков, у бактериофагов нет побочных эффектов, поскольку они действуют лишь на те или иные бактерии, против которых они направлены, а не затрагивают всю микрофлору человека, необходимую для нормальной работы организма. Кроме того, как показали исследования, бактериофаги стимулируют иммунитет, именно поэтому они так эффективны при хронических заболеваниях.

Начальник Управления науки и развития ФГУП «НПО «Микроген» доктор биологических наук Игорь Красильников пояснил, как действует бактериофаг на бактерию. ДНК бактериофага встраивается в хромосому бактерии, в результате чего бактериальная клетка начинает продуцировать сотни бактериофагов, которые затем выходят из погибшей клетки и поражают всё новые и новые бактерии до их полного уничтожения. Когда «пожирать» уже некого, бактериофаги выводятся из организма человека. Сейчас в России разработан целый спектр препаратов бактериофагов, которые могут быть направлены против целого «букета» бактерий, поразивших организм. На сегодняшний день у нас в стране лишь «Микроген» производит бактериофаги на базе трех своих филиалов в Нижнем Новгороде, Перми и Уфе. По словам Ольги Дарбеевой, заведующей лабораторией бактериофагов НИИ стандартизации контроля медицинских препаратов им. Тарасевича, только в России бактериофаги производят в промышленных масштабах.

Между тем, по словам Татьяны Перепановой на сегодняшний день нет ни одного нового антибиотика против грамотрицательных бактерий, которые, например, являются возбудителями всех кишечных инфекций. Профессор Ирья Лутсар, представитель Евросоюза сообщила, что последние исследования действительно дают все меньше и меньше кандидатов в антибиотики. Из 15 недавно выделенных антибиотиков, только 6 способны бороться с грамотрицательными бактериями, и лишь один из них находится на третьей стадии клинических испытаний, т.е. реально может быть рекомендован к применению в обозримом будущем.

На фото: бактериофаг

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее