Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Пептиды продлевают жизнь?

Пептидные препараты, разработанные в Санкт-Петербургском институте биорегуляции и геронтологии, восстанавливают работу клеток, тканей и органов. И даже продлевают жизнь.

В этом уверены разработчики нового класса биорегуляторов – коротких пептидов, молекулы которых представляют собой короткие цепочки (всего 2-4 звена) аминокислот. Первоначально такие пептиды были выделены из органов и тканей животных, а затем синтезированы.

Как рассказал на недавно прошедшем конгрессе «Человек и лекарство» директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии, член-корреспондент РАМН Владимир Хавинсон, старение – это ухудшение работы биологической структуры организма. С возрастом организм постепенно теряет свой потенциал, и рождение новых клеток начинает отставать. По сути, старение – это процесс возрастного изменения экспрессии (активности – ред.) и структуры генов.

Видовой, физиологический предел жизни человека составляет 110-120 лет. Однако средняя продолжительность жизни в разных странах не превышает 75 лет, т.е. люди стареют преждевременно. Такой «разрыв» связан с изменениями в генетической программе организма, вызванных различными вредными факторами: стрессами, нарушениями экологии, неправильным образом жизни, и т.д.

Белки, основной строительный материал организма, регулируют большинство его жизненных функций, в том числе, процессы старения. Синтез белков в клетках с годами, а также в болезненном состоянии или под действием повреждающих факторов снижается. Пептиды могут восстанавливать синтез белков в клетке, т.е. восстанавливать их «работоспособность». Поскольку тот или иной пептид представляет собой определенную последовательность аминокислот, он является носителем уникальной информации («кода»). Этот «код» определяет избирательность действия пептида – то есть способность передавать информацию строго определенному типу клеток. Это означает, что тот или иной пептид действует на строго определенный вид тканей (тканеспецифическое действие).

Учёные института биорегуляции и геронтологии установили, что пептиды регулируют активность генов путем комплементарного связывания с определенным участком ДНК (такое взаимодействие играет ключевую роль в ряде фундаментальных процессов хранения и передачи генетической информации). Благодаря этому связыванию они регулируют пространственную форму (конформацию) ДНК и экспрессию генов, и способствуют стимуляции синтеза белка. То есть клетка начинает работать как в молодом, здоровом организме.

По словам Владимира Хавинсона, тридцатилетнее экспериментальное и клиническое изучение биорегуляторов в ведущих научно-медицинских учреждениях страны и за рубежом показали их высокую эффективность, как для замедления старения, так и восстановления отдельных органов. Применение биорегуляторов у лиц пожилого и старческого возраста приводит к восстановлению основных физиологических функций сердечно-сосудистой, бронхолегочной, иммунной системы, печени и поджелудочной железы, нормализации углеводного обмена, повышению умственной, психической и физической работоспособности.